Греческий информационный ресурс ΤΟ ΒΗΜΑ опубликовал информацию о секретном расследовании греческих спецслужб – ΕΥΠ, в результате которого из Греции были выдворены 12 российских дипломатов, которые оказались, на самом деле, офицерами различных российских спецслужб.
Греческая контрразведка в течении двух лет вела наблюдение за подозрительной деятельностью российских «дипломатов». Агенты EYP зафиксировали многочисленные попытки подхода к греческим военным со стороны российских «дипломатов».
Имеются обоснованые подозрения в финансировании малого и среднего бизнеса в Греции с целью вербовки их владельцев. Контакты с лидерами и организаторами антипрививочного движения и оказание поддержки их движению. А также попытки влиять на деятельность греческой православной церкви, налаживание связей с людьми из университетов и представителями небольших СМИ с целью продвижения пророссийской повестки и провоцирования социальной напряженности в обществе.
Греческим спецслужбам удалось собрать множество доказательств враждебной деятельности этих «дипломатов» в интересах России.
Все это стало причиной их депортации несколько дней назад, после того, как греческое министерство иностранных дел объявило их персонами нон грата.
Эта депортация была осуществлена почти одновременно с высылкой десятков других российских дипломатов из Франции, Германии, Италии, Дании, Швеции и Испании, что стало еще одним шагом к европейскому разрыву связей с Москвой после раскрытия фактов массовых убийств в Украине и на окраинах Киева в частности.
Общее количество высланных работников российских диппредставительств в странах Евросоюза с начала российского вторжения в Украину составило 260 человек. Япония и Черногория также выслали российских дипломатов.
Стоит отметить, что в последний раз МИД Греции предпринял аналогичный шаг в июле 2018 года, когда выслал четырех российских дипломатов. Тогда появились сообщения о спецоперации российских спецслужб по дестабилизации обстановки в Греции и подкупу депутатов греческого парламента, с целью предотвратить ратификацию Преспанского соглашения греческим парламентом, позволяющего Афинам признать бывшую югославскую республику Македония под ее новым названием — Северная Македония. При этом подчеркивался рост российского влияния на Афоне за счет якобы «скрытого финансирования».
12 высланных дипломатов в основном занимали «консультативные» должности в дипломатических представительствах и находились, в среднем, — три года в Греции, а до этого в Копенгагене, Софии, Берлине и других европейских городах, в которых тоже попадали в поле зрения спецслужб стран пребывания.
Для наблюдения за перемещениями и контактами 12 депортированных, был создан многочленный автономный отдел EYP в составе более 50 человек, который осуществлял наружное наблюдение, прослушивание и сбор информации (у EYP есть новая современная система прослушивания полученная от США).
По крайней мере двое из депортированных пытались, используя подходы к греческим военным и к другим лицам из их окружения для получения секретной информации о военном потенциале греческих вооруженных сил.
Ещё одно направление, по которому активно работали многие депортированные «дипломаты» из России, — это продвижение пророссийской повестки, причем в последнее время особое внимание уделялось войне в Украине. Зафиксированы их контакты как минимум с 20-30 людьми (из университетов и технических институтов, некоторыми «учеными», владельцами нескольких небольших веб-сайтов и СМИ с низкой посещаемостью или эффектностью) для продвижения российских нарративов.
Кроме того, некоторые политические деятели и следственные органы Греции отметили «стремление многих российских депортированных ‘дипломатов’ выступать с антиправительственных позиций или выражать недовольство экономической ситуацией в Греции, выбором государственных деятелей, политическим курсом, социальной политикой и т. д.»
Управление по борьбе с отмыванием денег начало расследование с целью выяснения, не скрывается ли за некими «пророссийскими» взглядами конкретных лиц подозрительное финансирование с российской стороны.
Один из российских «советников» контактировал с некоторыми лидерами антипрививочного движения. Следователи расследующие деятельность российских «дипломатов» с уверенностью заявляют, что «эти встречи проводились с целью организовать беспорядки с помощью антипрививочного движения в Греции и создания социальной напряженности в стране».
Наконец, согласно тем же источникам, были зафиксированы контакты некоторых высланных российских граждан с церковными иерархами и ответственными за некоторые соответствующие публикации по религиозно-церковным вопросам, касающихся предоставления Вселенским Патриархатом автокефалии Православной Церкви Украины и разгоревшегося конфликта с Московским Патриархатом с пророссийских позиций.
На Кипре происходит все то же самое. Но имеется одно отличие – на Кипре агенты российских спецслужб чувствуют себя в безопасности.
Правительство Кипра, до сих пор, не выслало ни одного российского дипломата, несмотря на то, что под прикрытием российского посольства на Кипре действует множество раскрытых офицеров ФСБ, СВР и ГРУ.