Шпионский скандал на Кипре

Дмитрий Хмельницкий
Борис Демаш

Обновлено: На момент публикации статьи о шпионском скандале на Кипре с участием выдворенного российского «журналиста в штатском» Гасюка и российского «дипломата в штатском» Дойникова мы не знали всех деталей этой истории.

Сегодня нам стали известны   дополнительные подробности тех событий. К сожалению, мы не можем сообщить все, что нам стало известно, так как это может подвергнуть опасности источник информации.

Как выяснилось, офицер ФСБ, Данил Дойников, действующий на территории Республики Кипр под дипломатическим прикрытием, сопровождавший Гасюка в момент ареста, работал под дипломатическим прикрытием не только в Таджикистане, о чем сказано в статье, но также и в Афганистане и Иордании. Во всех этих странах Дойников проявлял особый интерес к определенного рода объектам связанным с одной маленькой  демократической страной и вел за ними наблюдение. Контрразведка этой маленькой демократической страны зафиксировала повышенный интерес Дойникова к своим объектам, особенно в Аммане, и идентифицировала его как офицера ФСБ.

Появившись на Кипре Дойников сразу же попал под «опеку» специальных служб маленькой демократической страны имеющей свои объекты на острове. Очень скоро выяснилось, что Дойников занимается шпионажем  совместно с другим российским шпионом маскирующимся под журналиста, Гасюком. Вместе они вели наблюдение и сбор информации о целом ряде объектов и персон на острове. Одним из объектов их пристального наблюдения стал дом в Лимассоле в котором, как выяснилось, проживала семья высокопоставленного украинского чиновника. Когда местным властям и их партнерам из демократических стран стало ясно, что Гасюк и Дойников ведут подготовку к действиям в отношении членов семьи украинского чиновника, которые повлекут за собой самые трагические для них последствия, было принято решение о задержании и выдворении Гасюка. Одновременно с этим семья украинского чиновника покинула Кипр и сейчас находится в безопасности. Здесь нужно подчеркнуть, что Гасюк следил не только за украинской семьей. У кипрских властей имелось множество поводов к тому, чтобы отправить его домой под конвоем. Слежка и подготовка к нападению на украинцев, нашедших убежище от российской агрессии на Кипре, был лишь одним из главных мотивов ареста и выдворения Гасюка, в ряду многих других. Остальные подробности шпионского скандала с участием Гасюка и Дойникова мы опубликуем как только это станет возможным.

Пятого октября 2023 года на Кипре разразился дипломатический скандал. Корреспондент «Российской газеты» Александр Гасюк, сидевший в машине около дома в Никосии, где он жил, был арестован офицерами полиции Кипра. Журналиста вывели из машины, надели наручники и посадили в служебный автомобиль. Когда машина сдвинулась с места на ее капот бросился оказавшийся рядом сотрудник российского посольства Дмитрий Двойников (так его назвали в ряде российских СМИ), и лежа проехал на нем несколько десятков метров, после чего тоже был задержан.

Как выяснилось из сообщения кипрского телеканала AlphaNews, временный вид на жительство Гасюка был аннулирован еще в сентябре «по соображениям безопасности» и ему было предложено покинуть Кипр. Обращения Гасюка и российского посольства с протестами в МИД Кипра, эффекта не возымели. По утверждению Гасюка сотрудники кипрских спецслужб при задержании повредили ему руку. Гасюк вместе с семьей на следующий день был депортирован через Дубай в Москву, а Дойников просто отпущен.

Шестого октября посол Кипра в Москве был вызван в МИД России, где ему был заявлен протест в связи с «неприемлемыми и провокационными действиями в отношении аккредитованного в Никосии корреспондента «Российской газеты» А.Г. Гасюка, а также сотрудника Посольства России Д.В. Дойникова при исполнении им служебных обязанностей». В сообщении РИА «Новости» было указано что служебные задачи выполняли оба .

Самое интересное в этих заявлениях – информация о том, что Дойников был задержан при выполнении им служебных обязанностей. Получается, что охрана Гасюка от кипрской полиции и препятствование его аресту входили в служебные обязанности Дойникова. Что мало вяжется с официальной ролью Гасюка в качестве журналиста московской газеты. Обычные журналисты не работают за границей под охраной сотрудников посольств своей страны от местной полиции и властей.

Ни в каких сообщениях не указано какие именно служебные обязанности, потребовавшие таких экстравагантных и малоосмысленных действий Дойникова, выполнял в тот момент сам Гасюк. Но совершенно очевидно, что выполнял. И, что к журналистской деятельности его действия отношения не имели. Скорее всего, он вел наблюдение за чем-то или за кем-то, а Дойников его прикрывал. Все это дает основания предполагать, что оба они – Гасюк и Дойников – относятся к одному и тому же ведомству, одной из российских спецслужб (ФСБ, СВР или ГРУ) и выполняли одно и то же задание.

Официальный представитель МИД Мария Захарова отреагировала на это это событие со свойственной ей экзальтацией : «Беспардонное выдворение из Республики Кипр корреспондента «Российской газеты» А.Г.Гасюка, которому предшествовала организованная спецслужбами операция по оказанию психологического давления на российского журналиста и его семью, завершившаяся жестоким избиением представителя СМИ с нанесением увечий, стало очередным звеном в скоординированной кампании «коллективного Запада» по тотальному подавлению в своем информационном пространстве любых источников альтернативной информации». То есть, по версии Захаровой, депортация Гасюка есть часть компании по подавлению свободы мнений и прессы на Кипре «коллективным Западом».

Российская газета откомментировала событие более спокойно: «В этой совершенно дикой провокации, связанной с силовым задержанием сотрудниками местной полиции журналиста «Российской газеты», кандидата наук и литератора Александра Гасюка в некогда безопасном и спокойном для россиян Кипре прослеживается англосаксонский след».

И действительно, кипрская пресса сообщает, что решение о депортации Гасюка было принято «после того, как кипрские власти получили сигнал от ЦРУ о том, что он участвует в подозрительной деятельности и замечен в слежке за объектами в Никосии». Ввиду такого расхождения мнений на профессиональную деятельность Гасюка и Дойникова, имеет смысл присмотреться к биографиям обоих фигурантов.

Корреспондент «Российской газеты» Александр Геннадиевич Гасюк родился в июле 1981 г. в городе Сходня под Москвой. «Неоднократно выезжал в командировки по редакционным заданиям в страны СНГ, Европы, Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока. В 2010–2013 гг. собственный корреспондент «РГ» в США, в 2014–2019 гг. собственный корреспондент «РГ» в Греции. С 2020 г. работает в пуле министра иностранных дел РФ. Лауреат Всероссийского конкурса журналистов-международников в номинации «Лучшее интервью по международной проблематике» (2012). Автор книги «Виктор Бут. Подлинная история «Оружейного барона» (2021)».

Странным образом, в интернете отсутствует информация об образовании Гасюка. В советское время (как и сейчас в России) профессия журналиста-международника обычно служила прикрытием для работы сотрудников спецслужб. Обучают ей, как и другим профессиям, связанными с работой за границей и контактами с иностранцами, как правило, в специализированных заведениях, имеющих тесные связи со спецслужбами – МГИМО, журфак и истфак МГУ, институт (ныне университет) Дружбы народов имени Патриса Лумумбы и т.п. Где учился Гасюк узнать из открытых источников невозможно, но диссертацию на звание кандидата исторических наук он защитил в университете имени Лумумбы в 2008 г. Тема – «Внешнеполитическая пропаганда СССР накануне Великой Отечественной войны : 1939-1941 гг.». Актуальность темы в автореферате объясняется «необходимостью построения эффективной системы информационного обеспечения внешнеполитического курса новой России с учетом наработок советского периода».

Сталинская внешнеполитическая пропаганда была, как известно, всегда предельно лживой. Поэтому изучение пропагандистских «наработок советского периода» с целью их использования в новую эпоху говорит само за себя. Такая тема полностью укладываются в политику Путина по восстановлению советского режима и советских методов пропаганды. Названия многочисленных статей Гасюка в «Российской газете» подтверждают его профессию типичного пропагандиста-фальсификатора. Вот несколько заголовков последних месяцев: «Присоединившийся к антироссийским санкциям Кипр скатился в рейтингах конкурентоспособности», «Оливковое масло станет роскошью в Европе из-за роста цен», «На Кипре отметили День воссоединения новых регионов с Россией», «На Кипре стартовали патриотические акции в преддверии Дня Победы».

В 2021 г. Гасюк опубликовал книгу о Викторе Буте, российском офицере спецслужб, осужденном в США на 25 лет за нелегальную торговлю оружием. Смысл и жанр этого сочинения очевиден из предисловия: «По ходу работы над книгой стало понятно, что дело Бута — это не только история про выдуманные мифы и раскрученный через «независимые» неправительственные организации и СМИ образ зловещего русского «оружейного барона»… Это прямое посягательство на интересы России и ее граждан, очередное, и, похоже, далеко не последнее, проявление высокомерия по отношению к нашей стране со стороны США». Несомненно, что книга, оправдывающая преступления Бута, написана по заказу российских спецслужб. И получить такой заказ мог только близкий к спецслужбам человек.

Гасюк несколько лет работал спецкором Российской газеты в США и, надо полагать, что американские власти прекрасно понимали с кем имеют дело. Видимо и кипрская разведка наблюдала за ним достаточно давно, что подтверждают обстоятельства его задержания и экстравагантное поведение сотрудника посольства Дойникова.

Данил Викторович (а не Дмитрий, как указывалось в сообщениях) Дойников родился в августе 1980 г. в Калининграде. Точных данных об его образовании и профессии найти не удалось, но по анализу страниц его и его жены в российской социальной сети «Одноклассники» можно сделать вывод, что он принадлежал к Пограничной службе ФСБ РФ. В частности, видимо, к в/ч 9831 (Багратионовский учебный Пограничный Отряд). Его отец тоже был офицером пограничных войск и служил в Афганистане.

Дойников на фоне флага погранвойск фсб рф «Граница на замке» в берете погранвойск фсб россии

Сын Дойникова в берете погранвойск фсб рф и медалью «95 лет границы родины священны и неприкосновенны»

Также Дойников добавил в группу друзей под названием «Сослуживцы» несколько человек, проходивших службу в в/ч 9831 (Багратионовский учебный пограничный отряд).

 

Среди друзей в группе «Коллеги» у Дойникова есть человек по имени Игорь Авдонкин, который в период с 1970 по 1972 гг. проходил службу в в/ч 60654 (Эльсталь (Олимпишесдорф), ГДР). В графе «О себе» указано, что он работал в посольстве России в Ботсване. Известно также, что он работал в посольстве рф в Таджикистане.

 

 

Сам Дойников, судя по фотографиям на его странице, какое-то время находился по службе в российском диппредставительстве в Таджикистане в качестве сотрудника российского посольства. Однако жена Дойникова в комментариях в социальных сетях называет своего мужа военным.

 

На одной из фотографий Дойников одет в тактическую военную форму с плитоноской, а также имеет бейдж, который закрыт редактором фотографий, что может указывать на его принадлежность к военным формированиям РФ за границей (например — военный атташе при посольстве).

Все вышеперечисленное не дает оснований сомневаться в принадлежности Данила Викторовича Дойникова к спецслужбам России, скорее всего, к ФСБ.
Поведение Дойникова во время задержания Гасюка на первый взгляд выглядит абсурдным. Но, возможно, на суть происшедшего может пролить свет ситуация, описанная в книге бывшего офицера КГБ Владимира Попова «Заговор негодяев. Записки бывшего подполковника КГБ». Там рассказывается о подготовке встречи в парижском кафе офицера КГБ Евгения Иванова (будущего генерала-лейтенанта КГБ) с Марьей Розановой, женой Андрея Синявского, героя знаменитого процесса 1966 г. Оба они эмигрировали из СССР в 1973 г.:

«Офицер резидентуры КГБ, работающий под прикрытием консульского работника, должен был, помимо контроля за ситуацией в помещении кафе, обеспечивать физическую безопасность Иванова в случае попыток со стороны французских властей его ареста во время беседы с Розановой, бывшей советской гражданкой, находящейся теперь под покровительством Франции. В обязанности офицера резидентуры входила также немедленная доставка Иванова в здание советского посольства как при попытке его ареста, так и при нежелательном развитии ситуации. Для связи с остальными членами оперативной группы советского посольства, прикрывающей встречу Иванова и Синявских, офицер был снаряжен портативной рацией. В состав группы был также включен оперативный водитель резидентуры».

Получается, что Евгений Иванов, не обладавший дипломатической неприкосновенностью, находился под защитой посольского чиновника, который должен был в случае опасности прикрыть его от полиции, посадить в машину с дипломатическими номерами и доставить в посольство. Если подобное задание было и у Дойникова, то тогда его скачка на капоте машины кипрской полиции выглядит как минимум объяснимой. Человек до конца выполнял свой служебный долг в безнадежной ситуации. Практически Александр Матросов.
Описанные события происходят в 1976 году, но вряд ли тактика действий российских спецслужб сегодня сильно отличается от тактики КГБ полувековой давности.

То, что Гасюк с Дойниковым выполняли в момент задержания Гасюка некое служебное задание, подтвердил и МИД РФ. Возможно, остальные члены оперативной группы, не кидавшиеся на капот автомобиля, просто остались незамеченными прессой.

В момент задержания Гасюка Дойников сидел в припаркованной неподалёку машине. На видео, снятом с балкона женой Гасюка Анной и попавшем в прессу, видно как сотрудники кипрской полиции без всяких резких телодвижений выводят Гасюка из его машины и сажают в свою. При этом один из них раскинув руки удерживает на расстоянии двух мужчин, старающихся подойти поближе к задержанному. Один из них – Дойников. Потом Дойников стоит перед машиной и когда она начинает двигаться, ложится на капот. Второй бежит рядом с машиной и пытается ухватиться за ручку двери водителя.
Маловероятно, что какое бы задание ни выполняли Гасюк с Дойниковым перед задержанием, оно могло иметь отношение к журналистике.

Депортация с Кипра российского журналиста-шпиона «по соображениям безопасности» – первый такой случай за всю историю российско-кипрских отношений. И, хочется думать, что не последний.

С начала войны России с Украиной из стран ЕС было выслано около 200 российских дипломатов, точнее разведчиков, работающих под дипломатических прикрытием.

Контрразведки разных стран обычно хорошо осведомлены о том, кто в российских диппредставительствах «чистые» дипломаты, а кто – сотрудники спецслужб, маскирующиеся под дипломатов. В советские времена последние составляли примерно 60% сотрудников посольств и консульств. Сейчас, вероятно, еще больше. А с сокращением международных связей России со странами Запада после начала украинской войны, деятельность российских посольств в них фактически целиком свелась к деятельности спецслужб. Причем, ценность этой деятельности в новых условиях сильно возросла. Можно с большой долей уверенности сказать, что высылка абсолютного большинства сотрудников российских посольств из стран Евросоюза никак не скажется на собственно дипломатических и международных контактах с Россией, и без того минимальных. Но она очень сильно затруднит деятельность российских спецслужб по вербовке агентов в политических и деловых кругах, добыванию секретной информации, промышленному шпионажу и обходу санкций.

В условиях политической и экономической изоляции России ее дипломатические представительства в странах ЕС функционируют в первую очередь как резидентуры спецслужб, так что сокращение их дипломатического (читай – шпионского) присутствия до минимума представляется вполне целесообразным. По крайней мере, вплоть до окончания российско-украинской войны и создания в России политического режима, с которым можно иметь дело.

Читать по теме: