Почему украинским беженцам приходится страдать ещё и в Кипре?

Уехать из-под обстрелов в Украине – еще не означает оказаться в безопасности, подтверждают истории некоторых украинцев, приехавших в Кипр. Здесь они столкнулись с ненавистью, обманом и порчей имущества. Cyprus Daily News удалось собрать истории нескольких людей, которые на личном опыте пережили несправедливое отношение к себе.

Афина Хаджинова – украинская гречанка, родом из Мариуполя. В Украине она была счастливой успешной женщиной, которая вела активную деятельность и занималась преподаванием греческого языка. В конце прошлого года Афина переехала в Гостомель (Киевская область), где купила себе квартиру и сделала ремонт.

Однако накануне полномасштабной войны в Украине вернулась в Мариуполь по работе. В качестве переводчика.

 Фото Афины, сделано Катериной Крючковой для  украинского издания

Отель Афине не понадобился, в Мариуполе жила восьмидесятитрехлетняя мама девушки, и она остановилась у нее. У нее же она была и в ту страшную ночь 24 февраля.

«Журналистам и мне сразу предлагали эвакуироваться из Мариуполя, но я не могла оставить свою маму одну», — рассказала Афина Cyprus Daily News.

«Мы не могли поверить, что это всё происходит. Нам всё время казалось, что украинская армия вот-вот и освободит нас от российской агрессии. А пока это не происходило, я была с мамой, в её квартире девятиэтажного дома. Мы просто боялись и надеялись, потому что были не готовы к тому, что происходило. Мы не знали, что делать».

Знала Афина о том, что необходимо искать бомбоубежище. Однако найти его оказалось не так то просто. И она попросила открыть подвал жилого дома. Подвал оказался небезопасным и тесным, «в нем нельзя было даже встать в полный рост», — вспоминает Афина.

Поэтому девушка и ее мама обосновались в тамбуре (место на лестничной клетке между соседствующими квартирами – прим ред), где в основном и спали, постелив на полу.

 Это постель Афины и её мамы в тамбуре на полу, между двух несущих стен

Питьевую воду набирали в ручье, в поле, где периодически падали на землю, потому что над головой регулярно летали снаряды.

  Это очередь за водой на Кринице, где Афины и других мариупольцев над головами свистели снаряды.

 Это очаг, на котором Афина и другие жители Мариуполя готовили еду. Таких было по 3-4 возле каждого подъезда

 Это лепешки, которые Афина и другие жители Мариуполя несколько раз готовили на завтрак, по одной на человека, на пол дня

Да и в дом Афины и ее мамы было несколько прилетов. И это при том, что «У нас ещё жила семья моей подруги, их дом был обстрелян орками», — говорит Афина.

А семья брата Афины и по сей день, забив окна фанерой, переживает войну в полуразрушенном доме. Причем уже не в полном составе. Теща брата не выдержала прихода «русского мира» и скончалась.

Второй брат Афины уже 8 лет живет в Кипре, но со 2 марта из-за перебоев со связью, с ним была потеряна связь. Он сразу предлагал Афине и маме перебраться к нему, а после того, как семья перестала отвечать на звонки, решил, что остался один, и занялся покупкой билетов в Польшу, чтобы оттуда попасть в Мариуполь – к родным, которых уже считал мертвыми.

Это дом в центре Мариуполя, в котором находится сгоревшая квартира Афины

Однако, 15 марта Афина с мамой и кошкой под звуки обстрелов и под страхом смерти покинули Мариуполь.

На фото, Афина с Тайрой, это было 9 марта. 15 марта они с мамой выбрались из Мариуполя, а 16 марта Тайру взяли в плен

Из Польши через Грецию женщины прибыли в Кипр.

Не успела Афина прийти в себя после стресса, как  знакомая украинка сказала, что слышала, будто в один из кипрских отелей требуется администратор со знанием греческого языка. Афина не хотела сидеть на шее у брата, поэтому решила узнать детали работы.

По телефону женщине объяснили, что ищут человека на ресепшн и пообещали предоставить двухместный номер с ванной комнатой, трехразовое питание в ресторане и зарплату в 800 евро.

Афина решила попробовать и поехала из Лимассола в Протарас в отель на собеседование, которое с успехом прошла.

«Я увидела приличный отель «Аt herbal hotel», и очень обрадовалась, потому что со дня приезда живу у брата, и всё это время сплю со своей мамой на одной кровати», — говорит Афина.

После собеседования Афине сказали после Пасхи приезжать с вещами. На ее уточнения начнется ли работа сразу, или нужно будет пройти обучение или испытательный срок, женщине сказали не переживать и заверили, что речь идет о сразу оплачиваемом труде сразу же после непродолжительного тренинга.

Афина собрала свой чемодан, взяла коврик для йоги, купила балетки за 50 евро, «чтобы удобно было работать», и приехала.

Никакого тренинга не состоялось.

«Меня стали спрашивать об опыте, и о готовности работать ночные смены, без упоминания о том, что ночные смены оплачиваются сверхурочно, — вспоминает Афина: А потом сказали, что отель предоставляет только завтраки, а обеды и ужины нужно готовить самостоятельно. При этом, как я потом узнала, кухни для персонала в отеле не предусмотрено».

Весь день Афина просидела в отеле на чемоданах. Она несколько раз спрашивала, что ей делать и куда можно отнести вещи, но от нее отмахивались «ваша комната еще не готова».

А вечером Афину привели в подвальное помещение с двухъярусной кроватью, без санузла. «Сказали, что буду жить с поваром, что туалет находится на этаже, и там же общий — для всего персонала — душ. Окон в комнате не было. Подвал же», — рассказывает Афина, говоря, что в этот момент она испытала очередной шок.

«Ладно бы вы мне сразу сказали про условия, но зачем было обещать то, чего нет? Чтобы затащить меня к себе?», — вытирает слезы украинская гречанка.

В тот же момент женщина поняла, что не хочет больше оставаться в здесь ни минуты. Но трансфер из отеля не предусматривался. А брат был занят на работе. И Афина позвонила украинской волонтерке.

«Она звонит, плачет, «Леля, если есть возможность, вывези меня! Её трясло, голос дрожал, — вспоминает тот вечер волонтёрка  Лёля Филимонова: Человек сбежал из-под обстрелов, из подвала, чтобы из-за обмана снова попасть в подвал? Вы представляете ее шок?».

«Я теперь очень боюсь. Очень боюсь, что снова история повторится. Я не хочу быть обманутой. Мне нужна работа, но мне очень страшно, — плачет Афина: у меня был такой стресс, я две недели отходила от шока. Они знали, откуда я, но поступили со мной так. А сейчас я боюсь, я боюсь, что меня, пользуясь тем, что я беженка будут обманывать везде».

Забирать женщину в ту ночь приехал Олег. Тоже украинец, тоже волонтёр, и тоже человек, который попал в неприятную историю в Кипре.

Провокация против украинцев

Это случилось в апреле. В Ларнаке. Олег был с женой и двумя маленькими детьми, когда к нему подошел подросток и сорвал с его сумки-бананки украинскую символику.

На возмущения Олега в сторону произошедшего, к ним подошла женщина, которая сперва говорила на греческом, а после — на русском.

«Она вела себя так, будто хотела, чтобы я ее ударил, нарывалась, провоцировала», — говорит Олег, предполагая, что это была выходка рашистки, направленная на то, чтобы создать прецедент. Якобы украинцы распускают руки.

Однако этого не произошло. Наоборот, Олег проследил в какую машину села мама нахального ребенка, сфотографировал ее, и обратился в полицию.

Когда местные органы стали разбираться, и нашли провокаторшу, она написала извинительный пост в Фейсбуке (его Олегу показали полицейские), и на этом ситуацию закрыли.

Читать по теме:

И снова «Аt herbal hotel»

В отеле, с которым неприятно столкнулась Афина побывали и Жанна с сестрой Майей. И с ними тоже эксклюзивно пообщались Cyprus Daily News.

Майя уже больше 20 лет живет в Никосии, а ее сестра Жанна – жительница Винницкой области.

Жанна почти 25 лет проработала на почте, но во время ковидной пандемии осталась без работы, поэтому на заработки стала ездить в Польщу собирать грибы.

Когда началась полномасштабная война, сын Жанны уехал на фронт, муж пошел в тероборону, а сама Жанна вместе с 16летней дочерью Светланой сбежала в Польшу, куда уже ездила раньше.
Жанна с сыном

За сестру очень волновалась Майя, поэтому увидев объявление в Фейсбук – группе  «Украинцы на Кипре» о том, что в отель требуется уборщица, сразу же позвонила узнать условия.

Условия Майю привлекли, и она сразу же рассказала о них Жанне. Елена, с которой говорила Майя, пообещала работу уборщицей, трехразовое питание, 850 евро в месяц, бесплатное проживание и к тому же — место официантки для племянницы.

Майя быстро взяла два билета в Кипр из Польши, и все время держала связь с Еленой, опасаясь, что на место, уготовленное сестре, возьмут кого-то другого. «Она очень трудолюбивая!», — описывала Жанну Майя.

Накануне отлета из Польши Жанна подвернула ногу и приехала в Кипр с травмой. Однако девушки быстро нашли врача, лекарства, закрыли все вопросы по регистрации «временной защиты» и договорились с Еленой о встрече в 10 утра.

«Я много раз переспросила ее, может ли сестра сразу же заселяться в отель, чтобы начинать работать, и она много раз сказала «да». Поэтому рано утром мы втроем собрались, красиво нарядились, ведь это было первое знакомство, и с чемоданами выехали в Протарас», — рассказывает Майя.

Жанна, Майя и Светлана прождали до 2 часов дня. Когда Елена наконец появилась в холле отеля, она позвала с собой Майю, сказав, что хочет ей все показать. После чего вернулась уже без нее и сообщила родственницам, что Майя выполняет тестовое задание, а девушкам нужно прогуляться. Майя возмутилась, что у сестры травма ноги и ей нужно принять лекарства, но Елена на это замечание никак не отреагировала.

«Мы пошли бродить. Пить нам не предложили. Что делать, мы не знали. Связи с Жанной не было. И мы понятия не имели, что происходит», — вспоминает Майя.

«А спустя три часа нас нашла Елена и сказала, что Жанна не справляется. Чтобы я пошла и возможно показала ей, как нужно работать. Я не понимала, что происходит, ведь знаю Жанну прекрасно! И она всё делает на совесть и никакой работы не боится., — говорит Майя: Но когда мы со Светой зашли в номер, который убирала Жанна, я опешила.  Это был огромный люксовый номер, с шикарной мраморной ванной и огромным балконом, с позолоченными люстрами и большими кроватями… и этот номер был … только поле ремонта! Знаете, как выглядит помещение, в котором делался капитальный ремонт? Весь в пыли, пятнах и цементе. И при этом я увидела, что из средств для уборки у Жанны 2 стакана от фрапе с зеленой и желтой водой, которой нужно было мыть каждую плитку, Фамоза, веник, маленькая щетка, чтобы отчищать швы между плитками и две тряпки, чтобы отмыть балкон. ВСЁ!

Я спросила Елену, где тряпки, где губки, и она ответила  «а мы так моем. А Жанна не справилась за три часа».

Но убрать огромный номер, который, подчеркиваю, только после ремонта, за три часа невозможно! У сестры душа вышла, пока она этот большой балкон отмыла, ведь нужно было наматывать бумагу на веник, брызгая Фамозу и перегибаться».

Елена вызвала начальницу уборщиц Алину и та сказала женщинам, что задание нужно выполнить. И чтобы Жанну взяли на работу, номер нужно сдать чистым.

«Мы сами порядочные, и верим, что другие такие же. Поэтому все втроем взялись драять номер. А вы же помните, мы ехали на знакомство, красивые нарядные. Переодеться, естественно, нам никто не предложил. Как и еду или воду», — с грустью вспоминают женщины.

В 6 рук украинки мыли номер до половины 11 вечера. «До блеска отчистили, с теми двумя тряпками и маленькой щеткой, чуть ли не зубами отгрызали налет с ванной», — рассказывают.

А когда работа была окончена и принята, а Майя надеялась, что вопрос с трудоустройство сестры решен, Елена и Алина сказали, что не готовы дать жилье и работу сейчас, ведь завтра Жанну ждет второй испытательный день, но на этот раз 4 номера.

« «Приезжайте завтра», — сказали они, а я спросила «вы шутите?», на что получила ответ «А что такое? Если она завтра не сможет убрать 4 таких номера, то как послезавтра уберет 15?, — описывает вечер Майя: Я понимала, что ей увеличивают нагрузку, но никто не предлагает работу, жилье, еду и даже воду.

Мы сели в машину, и я сказала «мы не поедем завтра, пусть заплатят за сегодня!

Потому что я уже заметила, что в этом отеле много беженок из разных стран, и подозреваю, все они тоже еще на так называемом испытательном сроке».

На следующий день женщины сказали, что не хотят такого «сотрудничества» и попросили оплатить им рабочий день.

«На что Елена сказала «нет», но я настаивала, ведь я вела с ней диалог, она не предупреждала о наличии какого-то тестового задания, говорила, что вся работа официальная с первого дня. А мы никакого контракта и в глаза не видели. В результате, она отправила нас к Алине, Алина говорила, что она это не решает, и отправляла к Елене, и так туда-сюда», — грустит Майя.

«И дело даже не столько в самих деньгах (за один день то), сколько в том, что нас использовали,  что муж и сын Жанны сейчас воюют, борется за ценности, за мир, а здесь происходит такая подлость…».

Сегодня Жанна работает в ресторане.

Моет посуду. Она довольна работой, говорит «счастлива», довольны ее трудом и работодатели, говорят «нарадоваться такой сотруднице не можем».

Но и в этом ресторане не обошлось без славы отеля «Аt herbal hotel».

В ресторане Жанна познакомилась с еще одной украинкой, от которой узнала историю женщины из Чернигова, которая 3 дня отработала в «Аt herbal hotel» такой же бесплатной уборщицей, какой могла стать Жанна.

У жительницы Чернигова, «слезы не кончались, плакала просто горючими слезами. Говорила, что она убежали от врагов, чтобы попасть к врагам в белых воротничках. И в результате что ей оставалось? Она вернулась назад. В разбомбленный Чернигов».

Редакция Cyprus Daily News отправила письмо в отель с просьбой об ответных комментариях. Но на момент публикации этой статьи, никакого ответа не последовало.

Мы надеемся, что к украинцам, да и ко всем людям всех национальностей, нигде никогда не станут относиться как к расходному материалу. А пережитые боли и личные трагедии будут вызывать сочувствие и желание не навредить, а наоборот – помочь.

Безусловно, описанные истории – это не тенденция. В основном, киприоты и местное население очень благосклонно относится к переселенцам из Украины и всячески способствует созданию благоприятных для жизни условий. Но случаи несправедливости, осквернения и обмана не должны оставаться незамеченными. Такие случаи необходимо искоренить.

А украинцам в Кипре, да и в любой другой стране, нужно быть осторожными. Ведь разные люди с разным уровнем морали есть везде. И об этом забывать нельзя.

Лана ЕРМАКОВА специально для Cyprus Daily News

 

__

Нас можно поддержать через Revolut 

номер +35799960344

или PayPal 

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Спасибо за вашу поддержку!