Светлана Тихановская: «Для Лукашенко все заканчивается, для граждан — начинается»

На этой неделе в Брюсселе состоится отложенный на 1-2 октября саммит ЕС, на котором европейские лидеры обсудят, в том числе вопрос о введении санкций в отношении режима Беларуси за фальсификацию результатов президентских выборов и насилие против мирных граждан.

На последней встрече министров иностранных дел стран ЕС не удалось прийти к согласию по этому вопросу, поэтому его рассмотрение отложили до саммита лидеров стран Евросоюза. 

Не принятие резолюции Евросоюза по Беларуси связано с позицией Кипра, который проинформировал коллег по ЕС, что не даст согласие о введении санкций против властей РБ, если страны Евросоюза также не согласятся ввести ограничения в отношении Турции. 

Кипр настаивает на продлении некоторых уже существующих санкций против Турции за нарушение морского пространства Греции и исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Кипра и ведение незаконных буровых работ в восточном Средиземноморье.

Cyprus Daily News поговорил с лидером беларусской оппозиции,  экс-кандидатом в президенты Беларуси, инициатором Координационного совета оппозиции(КС) Светланой Тихановской о судьбе санкций, отношении к позиции Кипра и будущем Беларуси.

— Ожидаете ли вы положительного голосования по санкциям против на предстоящем саммите ЕС?

— Да, ожидаю. Люди, которые применяют насилие к своему народу, должны понести ответственность. 

— Намерен ли Координационный совет беларусской оппозиции обратиться к лидерам Евросоюза за поддержкой? Кто-то из них вам ее уже выразил?

— Я встречалась и говорила со многими лидерами стран-членов ЕС. Все они выражают нам свою поддержку и солидарность. Мы им за это очень благодарны.

— Что именно вы ждёте от ЕС?

— Мы ждем признания воли нашего народа. То есть, признания того, что бывший президент, проигравший выборы, не имеет основания больше занимать эту должность. И поддержки нашего требования о проведении новых, свободных и справедливых выборов.

— Как вы думаете, будут ли в итоге введены санкции ЕС конкретно против Лукашенко? 

— Решение о санкциях принимаем не мы. Наша позиция заключается в том, что каждый, кто нарушал закон, должен быть привлечен к ответственности. И это обязательно произойдет в Беларуси. Международные санкции важны, чтобы те, кто нарушает права человека, не чувствовали безнаказанности.

— Что на данном этапе делает КС оппозиции для решения вопроса по беларусским санкциям?

— Координационный совет создан для ведения переговоров от имени беларусского общества, чтобы вывести страну из политического кризиса. Он не занимается санкциями.

— Кипр настаивает, что интересы страны члена-ЕС должны быть у Евросоюза на первом месте. Как вы можете это прокомментировать?

— Я с уважением отношусь к Республике Кипр и понимаю, что интересы страны-члена ЕС важны для всего Европейского союза. При этом мне трудно понять, почему резолюцию по ситуации в моей стране поставили в зависимость от разрешения конфликта между Кипром и Турцией. Мне кажется, это — совершенно разные темы, и гражданам Беларуси непонятно, почему эти темы искусственно объединили.

— Кипру обещали включить в повестку санкции против Турции. Таковы были предварительные договоренности между европейскими дипломатами. Но по какой-то причине они не были выполнены. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

 — Странно, что этот вопрос задается мне. Мы не участвуем в принятии решений европейскими дипломатами. Мы можем рассказать им о том, что происходит в нашей стране, о том, что сотни тысяч людей мирно протестуют против того, что у них украли выборы, и этих людей убивают, избивают, насилуют, бросают в тюрьмы и подвергают пыткам. И это в 21 веке! Решение в Евросоюзе принимаем не мы, его принимают европейские политики. Прежний руководитель Беларуси, проигравший выборы, пытается выдать массовые репрессии за внутреннее дело страны и оправдать это политическими соображениями. Я надеюсь, что в Европе отношение к нарушениям прав человека не может быть поставлено в зависимость от политической целесообразности. 

Кипр заявил, что он выступает за введение санкций против режима Лукашенко. Но также просит реакции ЕС на действия Турции. Почему ЕС не идет на уступки требованиям Кипра?

Мне кажется, этот вопрос связан с предыдущим, и я уже на него ответила. Я могу отвечать только за свою страну, и только за то, что находится в сфере моих возможностей. Когда мы победим и граждане Беларуси добьются уважения к своему праву выбора, позиция нашей страны будет определяться на основе воли избирателей. 

— Планируете ли вы проводить акции протеста против позиции правительства Кипра? 

— Мы не думаем, что мы должны проводить акции протеста против позиции правительства Кипра. Мы заинтересованы в том, чтобы проводились акции солидарности с народом Беларуси, который борется за свою свободу. 

— Помогает ли вам беларусская община на Кипре изменить позицию по санкциям правительства РК? Что для этого делается?

— Да, наша община на Кипре информирует граждан Кипра о нашей ситуации и способствует тому, чтобы решения принимались с учетом того, что у нас происходит.

— Вы ранее сказали, что если нужно, то мы готовы «протестовать годы». Вы думаете, время на вашей стороне? Или для изменения ситуации оно уже истекает?

— Точка невозврата пройдена. Прежний президент может еще какое-то время удерживать власть, но он утратил доверие и поддержку со стороны людей. Я бы сказала, что он утратил и уважение к себе. Ему никто не хочет подчиняться, кроме силовых структур, но и в их среде зреет недовольство. В такой ситуации вопрос только в том, когда и как Лукашенко уйдет. Чем дольше он будет пытаться оттянуть свой уход, тем хуже будет ситуация для него. Мы хотим решить этот вопрос мирно, путем переговоров. Люди заявляют, что будут протестовать столько, сколько потребуется. Для Лукашенко все заканчивается, для граждан — все начинается. Прошлое всегда уступает место будущему. Так что совершенно понятно, чье время истекает.

Борис ДЕМАШ