Глава Еврокомиссии: ЕС за восемь месяцев на две трети заместил российский газ

Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что с февраля 2022 года страны Евросоюза значительно сократили зависимость от российского газа. С таким заявлением она выступила на заседании Европейского парламента в Страсбурге.

«Мы ожидали, что замещение российского газа займет несколько лет. Сегодня фактом является то, что нам потребовалось всего восемь месяцев, чтобы заменить две трети (поставок из РФ. — Ред.). Другими словами, мы значительно ускорили переход на других зарубежных поставщиков газа», — указала фон дер Ляйен, выступая в среду, 19 октября, в Европарламенте, в частности, указав на поставки газа из Норвегии и США.

Накануне Еврокомиссия представила пакет мер, направленных на борьбу с энергетическим кризисом в Европе. В частности, она предложила, чтобы страны — члены ЕС делились друг с другом газом, а на крупнейшей газовой бирже в Европе TTF ввели механизм временного ограничения цен.
Лидеры стран Евросоюза обсудят предложения Еврокомиссии на саммите 20-21 октября и, как ожидается, в целом одобрят предложенные меры, пишет Reuters. По данным агентства, лидеры стран ЕС также планируют попросить Еврокомиссию подготовить предложения по «ограничению цены на газ при производстве электроэнергии на уровне, который поможет снизить цены на электроэнергию».

Одновременно Урсула фон дер Ляйен резко осудила российские атаки на гражданскую инфраструктуру Украины, в особенности на энергетические объекты, назвав их военными преступлениями. Отключение украинских мирных жителей от воды, электричества и отопления в преддверии зимнего сезона является «актом чистейшего террора», подчеркнула она.

Российские силы с 10 октября резко усилили обстрелы украинских объектов критической инфраструктуры. Власти Украины заявляют, что эти нападения осуществляются с помощью иранских дронов-камикадзе. Президент Украины Владимир Зеленский 18 октября заявил, что за неделю уничтожены 30% украинских электростанций. По его словам, это привело к массовым отключениям электроэнергии по всей стране.

Возобновляемые источники энергии позволили ЕС избежать импорта ископаемого газа на 99 млрд евро с начала войны в Украине, что на 11 миллиардов евро больше, чем в прошлом, благодаря рекордному росту ветровой и солнечной энергии.

Об этом свидетельствует исследование, проведённое аналитическими центрами E3G и Ember,  сообщает издание Euractiv.

Согласно данным, с марта 2022 года солнечная и ветровая энергетика произвели четверть электроэнергии в ЕС, что позволило избежать импорта 70 млрд кубометров газа.

В свою очередь, это также помогло смягчить сокращение производства гидроэлектроэнергии, вызванное засухами, и снижение производства атомной энергии, вызванное техническим обслуживанием и серией отказов французского атомного сектора.

«Ветер и солнечная энергия уже помогают европейским гражданам. Но будущий потенциал еще больше», — сказал Крис Росслоу, старший аналитик Ember.

Согласно исследованию организаций Ember и E3G, с начала войны в Украине ЕС выработал больше электроэнергии из ветра и солнца, чем когда-либо прежде.

В прошлом году этот показатель составлял 21% за указанный период по сравнению с 24% в этом году. В общей сложности 345 тераватт-часов поступило из двух возобновляемых источников — увеличение на 39 тераватт-часов по сравнению с 2021 годом.

По данным аналитиков, всего 19 стран ЕС достигли рекордов в производстве электроэнергии с помощью двух возобновляемых источников энергии — среди них Франция, Италия, Польша и Испания.

За последние два года 19 европейских правительств увеличили амбиции своей стратегии декарбонизации, причем некоторые из них планируют производить почти всю электроэнергию из возобновляемых источников к 2030 году.

Согласно отчету, несмотря на облачные цены, 20% электроэнергии в ЕС производилось из природного газа в период с марта по сентябрь 2022 года, что составляет 82 млрд евро. Рекордное производство сэкономило ЕС около 11 миллиардов евро на закупках газа.

Цены наземной ветровой и солнечной энергии за последние 5 лет снизились на 40% и 55% соответственно

По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии IRENA, с 2010 по 2020 год стоимость электроэнергии от солнечных фотоэлектрических систем общего назначения снизилась на 85%, от систем концентрированной солнечной энергии (CSP) — на 68%, от наземных ветряных турбин — на 56%, от офшорных — на 48%.

Аналитики Ember и E3G предостерегают от вредных последствий продолжения инвестиций в газовую инфраструктуру, говоря, что прошлая политика ЕС ответственна за увеличение газовой зависимости.

На этом фоне Германия отложила отказ от атомной энергетики. В условиях острого энергетического кризиса три оставшихся в стране энергоблока АЭС, которые действующий закон предписывает отключить к 31 декабря 2022 года, продолжат работу всю зиму, но самое позднее 15 апреля 2023 года будут окончательно выведены из эксплуатации.

Шольц, которого часто упрекают в нерешительности, впервые воспользовался имеющимся у него как главы правительства правом фактически в приказном порядке потребовать от партнеров по коалиции поддержать выбранный им курс.

Принятое парламентом ФРГ в 2011 году под впечатлением аварии на японской АЭС в Фукусиме решение к концу 2022 года полностью отказаться от атомной энергетики, до самого последнего времени считалось в Германии абсолютно незыблемым. Однако разразившийся на фоне войны в Украине энергетический кризис привел к резкому удорожанию электроэнергии и к опасениям перебоев в энергоснабжении. Поэтому все чаще стал звучать вопрос, может ли страна с высокоразвитой и энергоемкой индустрией в такой ситуации позволить себе отказываться от каких бы то ни было генерирующих мощностей, пусть и не самых крупных и важных.

Середина апреля выбрана не столько потому, что к этому времени самый трудный зимний период с возможными холодами и проблемами в энергоснабжении пройдет. На эти три с половиной дополнительных месяца действующим АЭС, в принципе, должно хватить имеющегося ядерного топлива (один из энергоблоков, видимо, обеспечен только до начала марта), а вот их дальнейшая эксплуатация потребовала бы закупку новых партий.

Летом Урсула фон Ляйен заявляла: «Сейчас ЕС в рамках инициативы REPowerEU выделит 300 миллиардов евро инвестиций, чтобы осуществить зелёный переход и завершить эру русского ископаемого топлива в Европе», — добавив, что это необходимо, «чтобы исключить возможности для энергетического шантажа со стороны России и полностью отказаться» от ископаемого топлива РФ.

Однако также было замечено, что  Евросоюз не должен попасть в жёсткую зависимость от Китая, который контролирует добычу трети всех редкоземельных элементов, необходимых для развития зелёной энергетики.

«Не самая лучшая новость заключается в том, что одна страна доминирует в поставках [на мировой рынок] редкоземельных элементов, необходимых для развития альтернативной энергетики. Из 30 критически важных ископаемых 10 поставляются в основном Китаем. Поэтому мы должны не допустить попадания ЕС в аналогичную зависимость, как это произошло с нефтью и газом», —  отметила председатель Европейской комиссии, призвав развивать отношения с «дружественными странами, думающими как ЕС».

Открыв энергетический фронт и спровоцировав крупнейший за несколько десятилетий кризис, Путин рассчитывал, что зимой Европа замерзнет. Однако он не учел одного: переход к возобновляемым источникам энергии в странах ЕС и в США стал прочным трендом задолго до украинской войны. Он объясняется не только экологическими, но и экономическими соображениями. Переходить на биотопливо, ветер и солнце (а в перспективе и на «зеленый» водород) все дешевле и удобнее. А энергетический шантаж России только ускорил этот процесс. И хотя полный переход к возобновляемым источникам должен завершиться только в 2050 году, уже через несколько лет их доля в ЕС удвоится и составит примерно половину всего потребления энергии. В итоге, желая доказать Европе, что она не способна выживать без российских нефти и газа, Путин, напротив, окончательно убедил европейцев слезть с углеводородной иглы.