В четверг венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто совершил официальный визит в РФ, разорвав один из фронтов дипломатической блокады путинского режима со стороны Запада.
С 24 февраля Москву не посещал ни один глава МИД из государств-членов ЕС.
Был только один специфический визит высокого уровня – в апреле, после открытия преступлений против человечности и других международных преступлений, совершенных армией РФ на севере Киевщины, в Путин поехал канцлер Австрии Карл Негаммер, но его визит был согласован с Киевом и имел только одно (хотя и наивную) цель – попытаться убедить агрессора «одуматься» , предупредив, что иначе его ждет международное правосудие. Тогда не было ни рукопожатий, ни совместных заявлений, двусторонние вопросы не поднимались, а на встречу, как утверждают в Вене, не брали даже переводчиков (Путин, как известно, говорит по-немецки).
Венгерский визит – совсем другой.
Это дружеская встреча венгерского министра с лицом, в действиях которого есть признаки военных преступлений. Лица, в отношении которых МКС очень скоро может предъявить обвинения в причастности к геноциду. Все это для решения двусторонних вопросов в обмен на толерантность или даже помощь россиянам продвинуть их нарративы .
Будем говорить откровенно: Сиерто этим визитом показал, что для Венгрии не существует западных ценностей, что она чужда европейской ценностной цивилизации и что она снова готова становиться на сторону зла.
Снова – потому что она уже делала ошибочный выбор, когда стала на сторону Гитлера.
Тогда венгерские власти в поисках, как они считали, государственной выгоды погрузили Венгрию в позор.
Сейчас правительство Орбана делает то же и доказывает, что совершенно потеряло стратегическое видение, потому что ведет Венгрию к стратегическому проигрышу, дополненному международным позором.
Об этом немного дальше, а сейчас – коротко об истории, потому что она важна для понимания как масштабности проблем, так и того, почему это происходит.
В 1914 году Венгрия волей судьбы оказалась на неудачной стороне истории. Тогда она была частью двуединого королевства Австро-Венгрии, начавшей войну против Сербии в ответ на убийство наследника австрийского трона Франца Фердинанда. Эти события впоследствии переросли в Первую мировую войну, охватившую всю Европу и вышедшую за ее пределы.
Надо отметить: Первая Мировая была страшна из-за того, что в ней не было явно правых и явно виноватых. Это была война на истощение, где сомнительными были действия всех сторон. А Венгрия и вовсе не принадлежала к агрессорам… но именно для нее последствия войны оказались катастрофическими. В боях, по венгерским подсчетам, погибли более 500 тысяч венгерских военных – что очень много для небольшой нации.
А главное – то, что коалиция «центральных государств», к которой принадлежала Венгрия, потерпела тотальное военное поражение, из-за чего была вынуждена подписать унизительный Трианонский договор, по которому потеряла 2/3 своих территорий. Здесь следует отметить, что не все эти земли были этнически и исторически венгерскими – часть из них раньше просто оккупировала Австро-Венгрия. Но все же часть венгров действительно оказались отрезанными от родины.
«Травма Трианона» и желание пересмотреть его стали определяющими в политике Венгрии.
А для этого были готовы пойти на союз с абсолютным злом. И это не преувеличение.
В 1939 году венгры избрали сторону зла и стали участниками гитлеровской коалиции. На этот раз они сделали это сознательно и самостоятельно – здесь прикрыть их решение Австрией уже не выходит.
Более того, несмотря на то, что Вторая Мировая официально ведет отсчет от 1 сентября 1939 года, ее венгерский фронт начался еще в марте-1939, когда войска Венгрии оккупировали Карпатскую Украину. А когда заручились поддержкой немцев – попытались отобрать и другие «дотрианоновские» земли: оккупировали румынскую Трансильванию, часть Сербии, Чехословакии.
И, конечно же, действия венгров не ограничились агрессией против соседей.
Венгерские войска активно участвовали в военных преступлениях нацистов – как совместно с немцами, так и самостоятельно. Они соучастники Холокоста. Именно венгерские воины собирали и уничтожали евреев в Будапеште и оккупированных городах. Наконец, достаточно вспомнить и Корюковскую трагедию — беспрецедентную по масштабам карательную операцию венгерских военных, когда те 1-2 марта 1943 убили 6700 мирных жителей села Корюковка Черниговской области.
Впрочем, завершилось все так же, как и после Первой Мировой – потерями и позором.
Венгрия потеряла все заново оккупированные территории. Потерпела полное военное поражение. Понесла огромные военные потери, сравнимые с потерями в мировой войне.
Но надо признать, что уровень позора Венгрии не был достаточным.
Идея провести более широкую версию Нюрнбергского трибунала для пособников Гитлеровской Германии так и не была воплощена. Руководитель прогитлеровской Венгрии (ответственный за многочисленные преступления против человечности) Миклош Горти выступил в Нюрнберге только как свидетель, обошелся без обвинений, и в конце концов был уволен.
Советский союз, оккупировавший Венгрию, также не был заинтересован в продвижении исторической памяти о преступлениях венгров (потому что это социалистическое государство, как можно!).
Как следствие, в Венгрии в широких слоях общества отсутствует нарратив покаяния за преступления, которые они совершили. Большинство венгров об этом не задумываются. Об этом знают и понимают представители венгерской интеллектуальной элиты, но широкое общество и дальше живет в парадигме того, что Венгрия – это жертва. А правительство Орбана построило на этом всю свою политическую линию настолько, что, похоже, само стало в нее верить.
Иначе сложно объяснить ловушку, в которую он себя завел.
Сейчас – 2022 год.
Уже 8 лет идет новая война в Европе, 5 месяцев длится ее самый кровавый этап, теперь уже никто не сомневается, что по результатам для мирового порядка начатая Россией война станет сравнимой с Первой и Второй Мировыми войнами.
Она очень похожа на Вторую Мировую тем, что является «черно-белой». Здесь есть абсолютное зло, безусловный агрессор – это Россия. То, что делает Россия, нет оправданий и обоснований. Это понимают все мировые игроки. Даже государства, имеющие зависимость от России – как Казахстан или Армения – всеми силами избегают даже намека на поддержку Путина или прямо осуждают его действия. Да что там Армения – даже Куба с Венесуэлой и Никарагуа не встали на сторону государства-террориста.
О поддержке РФ заявили только те, кому нечего терять — КНДР, Сирия и самопровозглашенный «президент» Беларуси.
Но Венгрия решила, что пора повторить ошибки ХХ-го столетия. Теперь она снова выбирает сторону зла . И снова, как в 1939-м, делает это сознательно. Впечатляющая стабильность выбора!
Читать по теме:
- Террористы на Донбассе утверждают, что их государственность признала КНДР, и это — «победа дипломатии»
- Как Россия использует европейских «троянских коней» в войне с Украиной
- Лавров подтверждает, что Россия не остановится на Украине
При этом похоже, что официальный Будапешт не осознает: они сейчас поставили не просто на Гитлера, а на уже проигравшего Гитлера 1944 года; против которого объединился практически весь мир; поражение которого остается только вопросом времени. Поставили на вчерашнюю «супергосударство», которая все больше будет проваливаться под санкциями. Которая постепенно теряет доступ на энергетический рынок ЕС.
Но, несмотря на все логические аргументы, Орбан сложил в энергетическую корзину Путина все яйца.
Венгрия на 85% зависит от России в поставках газа, на 65% в поставках нефти, на 100% в поставках ядерного топлива и не делает ни шага для диверсификации. Так что если однажды – ввиду непредсказуемости Кремлевского хозяина – Россия отрежет Евросоюз от поставок, у Орбана просто нет альтернатив.
И ответственным за это будет он. А также венгерские граждане, которых годами успешно обманывало их авторитарное и антиевропейское правительство, которому снова удалось углубить дно.