Российский банк, связанный с ГРУ и ФСБ, потребовал вернуть €9 млн кредит у партии Марин Ле Пен

Компания «Авиазапчасть» в конце декабря 2019 года обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к французской партии «Национальное объединение» о возврате 639,7 миллионов рублей долга. Об этом сообщают «Открытые медиа», которые нашли информацию в базе данных арбитражных судов РФ.

Первое слушание по делу назначено на июнь 2020 года. Речь идет о кредите на 9 миллионов евро, который партия, чьим лидером является Марин Ле Пен, взяла в 2014 году в «Первом чешско-российском банке» (ПЧРБ). Партия, называвшаяся тогда «Национальный фронт» (в «Национальное объединение» она была переименована в 2018 году), была вынуждена обратиться за финансированием в российский банк, после того как получила отказ в финансовых учреждениях Евросоюза и США.

После того, как о сделке стало известно, оппоненты и СМИ обвинили Ле Пен в финансовой зависимости от российских властей, усмотрев связь между ПЧРБ и Кремлём.

Единственным владельцем ПЧРБ был Роман Попов, когда-то работавший на Геннадия Тимченко, миллиардера и близкого знакомого российского президента Владимира Путина. На каких условиях был выдан кредит, не раскрывалось, но источники в партии Ле Пен называли их «взаимовыгодными».

В 2016 году Центробанк лишил ПЧРБ лицензии за «неадекватную оценку рисков и полную потерю собственного капитала». Как вскоре выяснилось, незадолго до отзыва лицензии из банка была выведена значительная часть активов, в том числе и кредит Ле Пен.

Права требования по нему перешли к некоей компании «Конти», зарегистрированной на окраине Москвы в Южном Бутово и занимающейся прокатом автомобилей. Она же, в свою очередь, передала их компании «Авиазапчасть».

Конкурсный управляющий ПЧРБ пытался вернуть банку права на кредит Ле Пен. Он доказывал в суде, что «Конти» фактически провела бумажную сделку, не заплатив банку денег. Тем не менее, оспорить сделку ему не удалось.

Как уже рассказывали «Открытые медиа», «Авиазапчасть» образована на базе советского предприятия «Авиазагранпоставка». Оно отвечало за обслуживание экспортируемой из СССР авиатехники, в том числе военной. Сейчас компания продаёт запчасти, агрегаты, навигационное оборудование для российской авиатехники в странах Азии и Африки, специальные металлы для аэрокосмической и авиационной промышленности в Индии и Сирии, а также ремонтирует ИЛ-76, в том числе в Сирии.

«Авиазапчасть» полностью принадлежит бизнесмену Валерию Захаренкову. В конце 1990-х, как утверждали журналисты газеты «Совершенно секретно», фамилия Захаренкова фигурировала в уголовном деле о торговле оружием. Захаренков вёл совместный бизнес с участником миротворческий операций ООН в Ливии, ирландским генералом Тэдом О’Нилом и одним из экс-руководителей конструкторского бюро «Камов». При этом Захаренков, похоже, не терял и связи с государством.

Как выяснили «Открытые медиа», зарубежный офис частной компании «Авиазапчасть» ремонтировали за счет российского бюджета, а в самой компании работали бывшие дипломаты, выходцы из российских спецслужб и родственники силовиков.

Пост заместителя гендиректора «Авиазапчасти» много лет занимал известный разведчик, герой России Евгений Бармянцев. Он известен, например, как разработчик знаменитого марш-броска батальона ВДВ в Косово, в 1999-м сорвавшем наземную операцию НАТО в бывшей Югославии.

Другим замом работал экс-руководитель государственного Росгранстроя Алексей Шестопалов. В бухгалтерии же «Авиазапчасти» трудилась Татьяна Литягина, сестра бывшего начальника отдела службы экономической безопасности ФСБ Сергея Горбунова.

«Открытые медиа» отправили в «Авиазапчасть» и «Национальное объединение» вопросы о причинах судебного иска, но к моменту публикации заметки ответы не получили.