Кипр заявил, что установленный Европейским союзом предел цен на экспорт нефти из России побуждает некоторых танкеров бежать из ЕС в третьи страны, и призвал усилить давление на другие морские страны, чтобы они соблюдали правила. «Кипр не против санкций, но хочет убедиться, что они эффективны, применяются всеми одинаково и в максимально возможной степени нейтральны по отношению к флагу», — сказал заместитель министра судоходства Вассилиос Деметриадис в интервью Bloomberg News.
В связи с введением санкций — ЕС и «Большая семерка» запретили морские перевозки российской нефти, включая страхование, брокерские услуги и, что особенно важно, базирующийся в Европе танкерный флот, включая суда, принадлежащие Кипру. Эти ограничения не будут применяться, если нефть покупается по цене на российскую нефть в 60 долларов за баррель или ниже, установленной ЕС.
Танкерный флот стран-членов ЕС и G-7 составляет лишь 17,4% мирового флота. Деметриадис сказал, что для того, чтобы санкции были эффективными и сохранялись равные условия для судоходства ЕС, важно убедить другие морские страны, такие как Панама, Либерия и Маршалловы Острова, следовать им, добавив, что санкции будут применяться к более чем 50% нефтяных танкеров мира.
«Это также станет сигналом для судовладельцев — пожалуйста, не снимайте флаг — независимо от того, куда вы отправитесь, вы столкнетесь с санкциями», — сказал он.
По словам Деметриадиса, с 6 октября на Кипре было снято с учета около 20 танкеров, или 20% от общего числа танкеров, что составляет 1 млн брутто-тонн.
Когда 5 декабря вступил в силу запрет ЕС на импорт российской нефти по морю, он фактически закрыл ближайший рынок нефти, на который в начале года приходилось примерно половина поставок из Москвы. Великобритания и ЕС также ввели запрет на морские перевозки российской нефти, в том числе в третьи страны.
Кипр, стратегически расположенный на перекрестке Европы, Азии и Африки, на пересечении международных и региональных судоходных путей, является третьим по величине центром управления судами в мире, и на его долю приходится более одной пятой мирового флота, управляемого третьей стороной. Суда, плавающие под флагом страны, составляют 11-й по величине флот в мире и третий по величине в Европейском Союзе после Греции и Мальты. Судоходная отрасль составляет около 7% от общего объема производства на Кипре.
Кипр настаивал на уровне ЕС, помочь сохранить суда под европейским контролем после ограничения цен на нефть. Европейская комиссия объявит о соответствующих мерах поддержки до 5 февраля, чтобы попытаться сохранить существующий флот блока или привлечь суда обратно в реестр ЕС.
«В нынешних условиях конкурентоспособность флота ЕС поставлена под вопрос», — сказал он.
Помощь не будет в виде денежных средств, единоразовой суммы или чего-то еще с бюджетными последствиями, но Кипр хотел бы видеть приверженность сохранению существующих принципов государственной помощи морскому транспорту для обеспечения большей стабильности. По словам Деметриадиса, судоходство также должно играть более заметную роль во внешних отношениях Европы.
Это может быть реализовано посредством соглашений о свободной торговле или партнерских соглашениях с ЕС, когда блок пытается открыть возможности для судоходных операторов ЕС в третьих странах. «Речь должна идти не только о том, чтобы сделать судоходство более экологичным или безопасным, но и о том, как сохранить этот сектор в Европе, открыв больше возможностей для судовладельцев ЕС», — сказал он.
Кипр очень строго относится к санкциям и будет делать все возможное, чтобы сделать их эффективными, но «мы должны признать, что реестры ЕС теряют флот, потому что они соблюдают санкции, и мы не хотим, чтобы другие страны называли себя нейтральными по отношению к санкциям — говоря, приходите к нам — и это происходит», — сказал Деметриадис.
Зеленая доставка
По его словам, сохранение судов под контролем ЕС также необходимо в рамках усилий по обезуглероживанию судоходства и в связи с тем, что ЕС пытается повлиять на этот сектор в других странах мира.
Кипр является единственным государством-членом ЕС, которое одобрило экологические налоговые льготы в рамках уже одобренной ЕС системы. По словам министра, эти судовые операторы награждаются в соответствии с четкими критериями, которые демонстрируют значимые экологические показатели, выходящие за рамки их обязательств перед ЕС или международными правовыми нормами, снижением налога на тоннаж до 30%.
В последние годы увеличилось количество судоходных и морских компаний, открывающих офисы на Кипре. Многих привлекла система налога на тоннаж, введенная в 2010 году, которая позволяет владельцам, менеджерам и фрахтователям судов платить налог на грузоподъемность корабля, а не доход, который он приносит. Мера также распространяется на владельцев судов и чартеров под иностранным флагом.
«Важно послать политический сигнал России», — сказал Деметриадис.
Читать по теме: