Под конец второго года пандемии COVID-19 разноплановые локдауны должны давно были стать привычным явлением. Однако все так же вызывают не менее жесткое сопротивление со стороны противников вакцинации и поклонников различных теорий заговора.
Вариант «Дельта», который несколько более заразен, нежели предыдущие формы CAVID-19, а также недостаточно высокий для коллективного иммунитета уровень вакцинации, вынудили власти европейских стран вновь ввести ограничительные меры. Это вызвало крайнее возмущение антивакцинаторов, в первую очередь в Западной Европе, которая демонстрирует больше прогресса в вакцинации, нежели Восточная.
Наиболее усердно в минувший уик-энд протестовали жители Нидерландов (уровень вакцинации 73 %), Бельгии (75 %) и Австрии (65,3 %), а также граждане Дании, Италии, Хорватии, французской Гваделупы.
Локдаун — это «диктатура»
В Нидерландах акции начались еще в пятницу. В частности, в Роттердаме, где ночью демонстрации переросли в ожесточенные столкновения с полицией: копам даже пришлось применять огнестрельное оружие. В связи с этим сейчас проводится служебное расследование.
Как бы то ни было, в результате столкновений в Роттердаме были задержаны полсотни человек, но что более важно — те события стали поводом для новой массовой акции протеста, но уже в Энсхеде, Гронингене, Леувардене, Тилбурге и, в первую очередь, в Гааге. Там, кстати, тоже было очень жарко. Буквально: протестующие обстреливали полицейских фейерверками и подожгли велосипеды, стоящие на улице. Результат: пятеро копов в больнице, 19 демонстрантов — за решеткой.
В соседней Бельгии антивакцинаторы вышли на улицы Брюсселя в воскресенье в количестве до 35 тысяч человек, которые собрались у зданий Еврокомиссии и Совета ЕС, забрасывая полицию камнями, дымовыми шашками, файерами. Разогнать полиция их смогла слезоточивым газом и водометами.
Еще более многолюдным, по последним данным, был митинг в Вене — 40 тысяч человек, пятеро из которых были задержаны за использование нацистской символики. Акция, к слову, была организовала прокремлевской ультраправой Партией свободы (FPÖ). Один из видных членов этой политсилы, Герберт Кикль, со скандалом лишившийся своего поста министра внутренних дел после того, как организовал обыски у сотрудников контрразведки из BVT с целью заполучить их данные о праворадикальных миньонах FPÖ, назвал локдаун «диктатурой».
В общем, участие прокремлевской FPÖ очень примечательно. Так же, как, кстати, и то, что на протестах в Риме, проходивших мирно, но массово на Пьяцца-де-Пополо и в Большом Цирке (Circus Maximus), засветились члены местной пророссийской неофашистской группировки Forza Nuova, чьи представители воюют на Донбассе в рядах оккупантов.
В Загребе среди протестующих тоже крутились представители правопопулистских партий «Движение Родина» и «Мост». Лидер «Родины» Мирослав Шкоро в хорватской прессе широко представлен как прокремлевский политик, поскольку спонсором его партии является главный бенефициар газового сотрудничества с Россией — Павао Вуйновац, владелец «Первой газовой компании» (PPD), в свое время также спонсировавший другую праворадикальную партию «Хорватское демократическое содружество».
И, наконец, взглянем на Францию. На удивление французы, привычные к протестам, были куда менее активны на улицах, дав возможность побунтовать жителям заморской Гваделупы.
Однако без внимания лидеров ультраправых Франции протестная активность не осталась. Давняя «подруга Кремля» Марин Ле Пен все искала в соцсетях «наши свободы», а ее бывший однопартиец — лидер «Патриотов» Флориан Филиппо обвинил «коррумпированное» правительство Эммануэля Макрона в стремлении «убивать сограждан», призвав каждого «сделать свой выбор».
Впрочем, у Франции и лично президента Макрона еще все впереди — и новые президентские выборы, и акции протеста, которые возможно определят его судьбу.
Антиваксы как технология
Конечно, нельзя утверждать, что все акции были непосредственно инспирированы Кремлем: движение антивакцинаторов вполне самодостаточно. Хотя и нужно все же подчеркнуть, что в основу их мировоззрения заложены в том числе теории заговора, активно распространяемые российскими пропагандистскими ресурсами и троллями Пригожина.
Москва, а также Китай приложили колоссальные усилия для роста таких настроений в Европе и по всему миру. Что было зафиксировано медийными экспертами в своих исследованиях еще в прошлом году — в первый год пандемии, когда информпространство наводнили дезинформация и откровенная ложь.
Поэтому все же стоит со всей серьезностью относиться к присутствию на массовых протестах, в особенности на тех, которые не обошлись без столкновений и поджогов, представителей политических сил и движений, как публично поддерживающих Россию, так и имеющих связи с Кремлем и местным бизнесом.
Россия и раньше не упускала возможности радикализировать протесты в Европе или США, засылая на «передовую» особо буйных, готовых жечь машины и бить витрины.
События минувших выходных дней в Европе — сигнал и Киеву, а именно вполне конкретная причина готовиться к новому раунду радикализации протестного движения антивакцинаторов, которых в Украине под крыло взяла РПЦвУ.
Акции с нарративами о «диктатуре» и «нарушении конституции», возможно, со столкновениями, как в ЕС, вполне соответствуют нынешнему внешнеполитическому вектору Кремля как в отношении Украины, так и Европы в целом.
Опираясь на довольно большое количество украинцев, не желающих прививаться (что, в частности, стало следствием провальной информационной кампании Банковой); на присутствующие в Украине прокремлевские политсилы и медиа, а также на разного рода «полезных идиотов», Москва вполне может достигнуть успеха в организации действительно интенсивных акций протеста под лозунгом свержения «вакцинной диктатуры». Это может стать элементом агрессии, учитывая, что у украинских границ топчутся 92 тысяч российских военных, а режим Александра Лукашенко с легкостью может перенаправить потоки мигрантов в Украину (к слову, отдельные группы нелегалов уже были обнаружены в зоне отчуждения).
Дополнительным аргументом в пользу версии о новых попытках Москвы дестабилизировать Украину через «улицу», угрозу военной эскалации, энерго— и миграционного кризиса свидетельствует конвейер кремлевских мыслеформ, облеченных в статьи авторства и Дмитрия Медведева, и Владислава Суркова.
Последний, между прочим, 20 ноября опубликовал новый опус на страницах «Актуальных комментариев», в котором без околичностей анонсирует дальнейшее расширение территории России как неизбежность.
Владислав ГИРМАН, Деловая столица, Украина