Выбор между двух зол

Мировые страсти по ковиду, длятся уже полтора года. Волна за волной массовые отрицательные ковидэмоции захлестывают виртуальное информационное пространство и выплескиваются в пространство реальное слепым уличным гневом, сожженными машинами и разбитыми витринами.

Чего только не пришлось мне читать и слышать о ковиде и по поводу ковида за эти полтора года. Кто-то его начисто отрицал. Кто-то, напротив, призывал срочно надевать чистое белье, в ожидании скорого и неминуемого конца света. Иногда, как ни удивительно, это были одни и те же люди.

А со сколькими вариантами мирового заговора я ознакомился за полтора года! С десятками мировых заговоров. В них присутствовали и Билл Гейтс, и Цукерберг, и Сорос. Предпочтение отдавалось, конечно, миллиардерам еврейской национальности. Что естественно и закономерно. Это ж вечный хайп! Беспроигрышная игра на двухтысячелетнем антисемитизме, давно и прочно сидящем в массовом подсознании. 

Крючконосые физиономии условных ротшильдов на фотографиях, снятых с удачных ракурсов, зловещи и очень эффектны. Бьют на воображение. Ведь в каждом еврейском лице, при желании и некоторой фантазии, легко можно увидеть что-то от Мефистофеля. А то и от самого Вельзевула.

Много писалось и говорилось про чипирование нас теневым мировым правительством. Подробно смаковались вкалываемые в нас чипы всех видов и оттенков. Вплоть до жидких.

Запомнился еще и креативный вариант заговора, увязывающий ковид с устанавливающимися в странах ЕС вышками 5G связи. В нем без обиняков утверждалось, что эти вышки с короткими волнами мало того, что пагубны для людей сами по себе, так еще и распыляют треклятый ковид, чтоб окончательно их погубить. Извести, так сказать, с гарантией. Для того и ставятся.

Но наиболее массовым было и остается самое незатейливое объяснения происходящего в мире. Вот, и сегодня наткнулся на него в десятках комментариев в фейсбуке.

Оказывается, во всем виноваты врачи, аптекари и производители защитных масок всего мира. 

Оказывается, это они, видимо, скоординировавшись и объединившись в тайный фармакологический интернационал, мгновенно захватили власть во всем многообразном и противоречивом мире. 

Они подчинили себе абсолютно все правительства всех стран. Коммунистические и капиталистические. Диктаторские и демократические. 

Они подчинили себе все мировые СМИ. 

Они заставили капитулировать перед собой весь мировой многообразный и многоликий бизнес. Всех этих «Локхидов» и «Боингов», с их «жалкими» многотриллионными долларовыми активами и оборотами. 

Они подчинили себе абсолютно все сектора мировой экономики, от военно-промышленного до туристического. Шутя приостанавливают их деятельность и заставляют безропотно нести триллионные убытки. И, поставив хозяйственную жизнь планеты на паузу, поставив весь мировой неаптекарский бизнес на колени, безнаказанно «куют» свои «гигантские» десятки миллиардов на вакцинах и масках…

Всегда немного завидовал людям с простой и ясной картиной мира. Но эта картинка совсем уж примитивна. Совсем неправдоподобна.  Но, тем не менее, именно так воспринимают мир сегодня десятки миллионов людей даже в развитых странах Запада. 

Ещё в девятнадцатом веке, при вспышках нередких тогда эпидемий, в отсталых странах было обычным делом обвинять в них именно докторов. И в России, случалось, темные и невежественные массы убивали пытающихся их лечить врачей и дотла сжигали больницы.

Прошло два века. И выясняется, что всеобщая, пусть и поверхностная образованность, всеобщая доступность информации и поразительный, невиданный ранее технологический прогресс никак не сказались на дремучем, архаическом мировоззрении значительной части человечества.

Дикость все еще среди нас. Дикость все еще в нас. 

В моменты разнообразных мировых кризисов она безраздельно овладевает многими из нас. Лишает нас адекватности. Лишает нас рассудка. Пробуждает в нас самые темные бессознательные страхи и атавистические, пещерные, слепые эмоции.

Как противостоять дикости? Как в ней не захлебнуться?

Может, попытаться сыграть в ролевую игру?

Почему бы не попробовать представить себя, например, человеком, наделенным ответственностью за жизни миллионов других людей?

Попробуем представить себя, например, всенародно избранным президентом или премьер-министром среднестатистической демократической страны.

Итак.

Вы избраны на реальных и честных выборах. Либо назначены на этот пост избранными народом его представителями. Не суть.

В вашей стране несколько политических партий. Часть из них находится к вам в оппозиции.

В вашей стране множество независимых СМИ.

В вашей стране независимые от вас суды.

Вы реально зависимы от своих избирателей. Мало того. Вы, как временно назначенный менеджер не только части за вас голосовавших, а всех граждан вашей страны, обязаны учитывать интересы их всех.

И тут, помимо прочих повседневных задач и проблем, вам на голову сваливается ковид…

Свободное и независимое информационное пространство тут же заполняется самой разнообразной и противоречивой информацией по этой напасти. Срочно собранные вами эксперты и профильные специалисты в растерянности и не пришли к единому мнению. Слишком мало реальной и проверенной  информации.

Население вашей страны немедленно раскалывается. Оно тоже растерянно и дезориентировано. Кто-то ударяется в апокалиптическую панику. Кто-то ударяется в полное отрицание болезни.

Но и те и другие ждут от вас реакции. Ждут от вас решений и действий…

Даже если вы непорядочный и корыстный человек, из чувства элементарного самосохранения вы не сможете действовать в этой ситуации только в своих личных, шкурных интересах. Хотя бы потому, что вы, рано или поздно, оставите свой пост. И ваши политические противники, ваши придирчивые критики тут-же начнут дотошно копаться в каждом вашем президентском слове и поступке, выискивая в них даже невольные ошибки, не говоря уже о реальных преступлениях. 

И, в итоге, вы очень рискуете лишиться всего нажитого. Рискуете банально оказаться в тюрьме. И, самое страшное для политика, вы рискуете стать  воплощением позора в собственной стране и вообще в цивилизованном мире. Политическая смерть, в этом случае, постигнет не только вас, но и ваших политических соратников и союзников, чего они вам никогда не простят. Своих обманутых ожиданий вам никогда не простят и миллионы ваших избирателей…

Серьезно пострадает и репутация вашей страны в мире. Такое, в нормальной стране, не прощается тем более…

Вы вынуждены как-то реагировать на неопределённые, противоречивые и самые противоположные ожидания и опасения своих граждан в условиях скудости и противоречивости информации о ширящемся заболевании. 

Вы вынуждены принимать труднейшие решения в 21 веке. В веке победившего, по крайней мере, в западном мире гуманизма, для которого человеческая жизнь является высшей и абсолютной ценностью. Следовательно, смерть даже одного человека по вине возглавляемой вами власти, грозит обрушить вашу власть и вашу репутацию. Грозит дестабилизировать вашу страну в целом.

К нежданно свалившейся всем на головы беде психологически не готово общество. Технически и психологически не готовы и государственные службы. Не готовы все.

А вам нужно начинать действовать еще вчера.

И вы неизбежно будете вынуждены метаться. И, конечно, ошибаться. 

Стараясь избежать вероятной массовой смертности своих сограждан от болезни, которую только начали изучать, и лекарства от которой ещё не придумали, вы введете временный карантин, жертвуя экономикой.

Еженедельно отслеживая настроения в обществе, вы будете стараться, по возможности, гибко реагировать на их колебания и обеспечивать хотя бы относительную лояльность большинства своих граждан к проводимой вами политике.

Вы попытаетесь соблюсти шаткий баланс между смертью людей и экономической смертью страны.

Вам из месяца в месяц предстоит делать страшный выбор между двух зол, каждый раз определяя, какое из этих зол в данный момент меньше, а какое больше. И предстоит брать за свой выбор личную ответственность.

Все это время вы будете находиться под огнем убийственной критики с противоположных сторон. Как со стороны ковид-диссидентов, так и со стороны ковид-паникеров. И те и другие, будут вами крайне недовольны. Одни будут призывать вас пустить все на самотек. Другие будут требовать тотального карантина.

А вы упрямо и с переменным успехом снова и снова будете пытаться соблюсти хоть какой-то баланс между ними. У вас такая работа — не раскалывать страну, а искать компромиссы между ее крайностями.

За это вас, впоследствии, помимо прочего обязательно обвинят в полумерах…

Когда, наконец, появятся первые и еще сырые вакцины от ковида, вы, конечно же, ухватитесь за них. У вас просто нет другого выхода. Вакцинация — единственный способ вывода страны из экономической комы. 

Вы один из первых, вакцинируетесь перед телекамерами, чтобы подать пример растерянным и сомневающимся и показать, что вы не отделяете себя от своего народа и полностью разделяете с ним все возможные риски… 

Представить себя на месте диктатора нам будет намного легче и проще. А кому-то будет даже и приятнее.

Ваша власть абсолютна, бесконтрольна и бессрочна. Вы поначалу можете вообще отрицать существование ковида.

Но единое мировое интернет пространство опровергнет эту вашу чересчур уж грубую ложь. Кстати, именно поэтому все диктаторы так люто ненавидят интернет. И все диктатуры с ним борются. Он неподконтролен. Им невозможно управлять из одного центра.

Тогда вы постараетесь использовать его в своих шкурных целях. 

Вы будете всячески раздувать ковидистерию в других странах,  с целью их дестабилизации и ослабления, и замалчивать масштаб пандемии в стране собственной.

Когда недовольство вашей диктатурой внутри страны будет нарастать, вы будете насильственно его гасить, оправдывая репрессии очередной вспышкой ковида. 

А когда вам будет нужно провести мероприятия по укреплению вашей власти, вы будете объявлять об очередной победе над болезнью.

И такие «победы» можно будет одерживать много раз. Ведь оболваненные вашей тотальной пропагандой подданные давно обучены слепо верить любому вашему слову. А немногих неверующих вы уже посадили  или выжили из страны…

Вот и весь опыт перевоплощения в диктатора. Его можно  резюмировать словами знающего в этом толк Владимира Путина: скучно, девочки… 

В чем же смысл моего предложения мысленно представить себя на месте человека, ответственного за жизни множества других людей во времена пандемии? Наверное, в том, что только этим способом приходит понимание —  окружающий мир не настолько примитивен, каким кажется радикальным ковид-диссидентам и их столь же радикальным оппонентам. Он неизмеримо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Леонид ГРИГОРЬЕВ