Если есть у человечества условное горло, то это — Ормузский пролив. Узкая полоска воды – 54 км, соединяющая Персидский залив с Оманским заливом и далее c Индийским океаном. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километров каждый, разделённые друг от друга пятикилометровой буферной зоной.
В настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы. Через пролив транспортируется 33% глобального экспорта нефти. Это 90% всей нефти, поставляемой странами Персидского залива на мировой рынок.
На фоне того, что 60% потребляемой человечеством энергии производится из нефти и газа, а также что в абсолютных цифрах этот рост устойчиво продолжается, переоценить значение Ормузского пролива не возможно.
Северное побережье пролива принадлежит Ирану, а южное ОАЭ. В ответ на введённые санкций Иран неоднократно угрожал перекрыть Ормузский пролив. Очередное обострение произошло в 2019. Иран вновь озвучил угрозу перекрыть пролив и даже осуществил захват танкера, который шёл под флагом Великобритании.
Не стоит сомневаться, что силовое перекрытие Ираном Ормузского пролива неизбежно приведёт к региональному военному конфликту, в которой на стороне Ирана вряд ли кто выступит. Зато союзников с другой стороны будет предостаточно. Совместно с США и Великобританией наверняка выступят вооруженные силы Саудовской Аравии, а также возможно ОАЭ и Катар. Если сравнивать военные бюджеты возможных противников, то картина будет следующей:
США – 600 млрд долл
Великобритания – 62 млрд долл
Саудовская Аравия – 80 млрд долл
ОАЭ – 20 млрд долл
Катар – 10 млрд долл
Итого: 772 млрд долл
Против Ирана с бюджетом 20 млрд долл.
Иран обладает многочисленной армией — около 350 000 чел с большим мобилизационным потенциалом. Однако техническое обеспечение значительно отстает от уровня возможных противников. ВВС в основном состоит из старых английских и французских самолётов, которые не используются. ВМФ имеет более 30 подводных лодок в основном иранского производства и значительное количество небольших катеров. Крупных действующих кораблей нет.
Принимая во нимание вышесказанное, скорее всего, в ближайшее время Иран дальше угроз о блокировке пролива не пойдёт. В противном случае это будет самоубийственное решение.
Олег КАТАЕВ