Сжиженный газ меняет облик энергетического рынка

Мировой газовый рынок за последние 15 лет претерпел существенные изменения. Эти изменения характеризуются следующими факторами:

  1. Существенный рост потребления газа, который объясняется стремлением заменить выработку энергии с помощью нефти, угля, атома на более экологичный газ.
  2. Существенный рост предложения, превышающий спрос, что привело к драматическому снижению цен на газ. По сравнению с пиковым значением в январе 2008 года. Цены снизились в 7 раз. 
  3. Увеличение доли сжиженного природного газа (СПГ, английский LNG) по сравнению с трубопроводным.
  4. Благодаря СПГ произошло существенное изменение в составе поставщиков и потребителей газа. Появились новые игроки как с той, так и с другой стороны.

Мы можем сейчас уверенно говорить о революционном влиянии технологии СПГ на весь газовый рынок. Например, раньше трудно было представить, что Австралия и США станут поставщиками газа для азиатских и европейских рынков вследствие их удаленности. Причем Австралия стала поставщиком с наиболее динамичным ростом поставок. Они настолько активны, что цены на газ в Азии стали дешевле, чем в Европе. 

Таким образом, сейчас мы наблюдаем картину, при которой, с одной стороны, СПГ становится все более и более популярным, что приводит к активному строительству разжижающих терминалов, а также появлению технических решений, позволяющих использовать СПГ без разжижения.

Например, построено уже несколько  морских судов, которые используют жидкий газ, а также есть планы по постройке железнодорожных локомотивов для данного топлива. Кроме того, заправочные станции СПГ все больше и больше охватывают Европу. С другой стороны, предложение СПГ на рынке значительно опережает спрос, что не могло не сказаться на всем рынке натурального газа. Цены на трубопроводный газ тоже резко снижаются. 

Если 10 лет назад, во время газовой войны с Украиной, звучали цены в районе 360-400 долларов за 1000 м3, то в 3-м квартале 2019 «Газпром» продавал газ по 169,8 долларов за 1000 м3. И это достаточно высокая цена, полученная благодаря долгосрочным контрактам. Спотовая же цена в конце 2019 года была на уровне 110 долларов за 1 м3. 

Это не могло не сказаться на финансовых результатах «Газпрома». Выручка за 3-й квартал в 2019 году упала на 37%, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В результате денег газовому гиганту не хватает. В в 3-м квартале 2019 году образовался кассовый разрыв в размере 166 млрд рублей, на покрытие которого пришлось прибегнуть к кредитам от банка Intese в размере 1,4 млрд евро, 1 млрд евро Natixis и MUFG и 220 млн от ВТБ. И хотя топ менеджеры высказывают оптимистичные прогнозы о будущем рынка газа, не очень понятно на чем они основаны. Катар в ноябре объявил о планах увеличить мощности по сжижению в 2020 году в 1,5 раза, а США прогнозируют увеличение экспорта в 2 раза.

Рынок очень быстро изменился. В том числе европейский. Появилось значительное количество новых разжижающих терминалов. Сейчас в ЕС  функционирует 33 терминала. Построенные внутри Европы интерконнекторы, которые позволяют перебрасывать газ в любом направлении, избыточные поставки трубопроводного газа из России,  Норвегии, Алжира создали очень конкурентную среду и сделали ЕС не зависимым от поставок газа из России. 

Как-то быстро «Газпром» превратился из газового оружия Путина в обычную коммерческую компанию, которая является бесспорно крупным поставщиком. Но если он вдруг снизит или остановит поставки, то его быстро заменит газ из США, Катара, Кувейта. Желающих продать газ более чем достаточно.

И вот мы видим как легко и спокойно «Газпром» договаривается с Украиной о транзите и даже без лишних слов выплачивает 3 млрд долларов по решению Стокгольмского суда. Рынок заставил «Газпром» быть сговорчивым. Иначе себе дороже. Провыпендриваешься, снизишь поставки, недополучишь выручку, а завтра этот же газ будешь продавать дешевле. 

К тому же неурегулированный спор затруднил бы размещение облигаций в случае необходимости привлечь финансирование.  Кстати, мы увидели, что Украину интересует только транзит, а сам газ она может купить дешевле на спотовом рынке.

На падающем рынке всё меньше и меньше желающих заключать длинные контракты со всякими конструкциями,  фиксирующими цены. Газа полно на рынке и он дешевеет. В 2020 году падение цен продолжилось. За первые 9 дней января снижение составило около 7%. 

А как без долгосрочных контрактов «Газпром» планирует отбивать затраты на постройку труб в разные стороны? Были  потрачены десятки миллиардов долларов, а ведь ещё надо содержать эту инфраструктуру.  При том, что стоимость сжижающего терминала около 1,5 млрд долларов, а стоимость судна, перевозящего сжиженный газ, от 200-300 млн долларов.

Можно было настроить добрую дюжину сжижающих терминалов на эти деньги и отправлять газ по всему миру. Но нет. Россия предпочла привязать себя трубами к Германии,  Турции и Китаю. По какой цене скажут, по такой и придётся продавать, чтобы обеспечить заполняемость газопроводов. 

Олег КАТАЕВ