«Конец истории» должен был положить конец идеологии. Тридцать лет назад мы все впали в блаженное забвение. Чем дольше существовал Запад, тем легче было верить, что наш мир навсегда останется мирным оазисом. Тем временем в Москве шла работа по воскрешению демонов истории. Сегодня над Украиной вновь поднялись проклятые призраки ХХ века.
Парадокс ХХ века заключался в том, что чем более развитой казалась наша цивилизация, тем более чудовищной она себя показывала. Фашизм — в Германии как нацизм, а в России как коммунизм, погрязший в нигилизме, — привел к величайшей трагедии в истории человечества. Обе эти идеологии имели одну общую черту: человек переставал быть ценностью и превращался в средство для достижения цели. Человеческое достоинство было принесено в жертву безумным фантазиям: мировой революции пролетариата или тысячелетнему правлению расы господ. Представлялось, что одни должны были править, а другие быть порабощены. Евреи, кулаки, капиталисты, отдельные нации, в том числе и моя, должны были исчезнуть или, в лучшем случае, угодить в рабство.
Когда я разговариваю с молодежью, история ХХ века звучит для них как страшная сказка. Казалось невероятным, чтобы Гитлер или Сталин могли вернуться в наше время. Однако иллюзия, что история не может повториться, развеялась 24 февраля этого года. Невероятное стало фактом, когда ракеты обрушились на Киев, Харьков и другие города суверенного, демократического государства в самом сердце Европы.
В понедельник на этой неделе в Москве прошел парад, посвященный окончанию Второй мировой войны. Владимир Путин в очередной раз представил миру мифологию победы России над нацизмом. Он игнорировал тот факт, что Красная Армия победила нацистскую Германию, но принесла рабство многим народам. Тогда Запад решил пойти на компромисс со Сталиным, зная, что это сделка с дьяволом. Цену этого компромисса потом сполна заплатила вся Центральная и Восточная Европа.
Возрождение Европы было возможно при одном условии. Необходимо было построить систему, при которой война и тоталитаризм никогда больше не были бы возможны. Последняя агрессия России против Украины заставляет всю Европу задуматься о том, прочны ли еще основы нашей свободы.
Улицы Бучи, Ирпеня и Мариуполя залиты кровью невинных. То, что происходит в Украине, означает возвращение проклятых идеологий. Ирония этой истории в том, что Путин построил новый российский империализм на основе мифа о победе над нацизмом, а его пропаганда описывает агрессию против Украины как операцию по «денацификации» страны.
Путин не Гитлер и не Сталин. К сожалению, он более опасен. В его распоряжении не только более смертоносное оружие, но и новые средства массовой информации для распространения своей пропаганды. Не так давно Польша вела информационную войну с Россией по поводу причин начала Второй мировой войны. Мы выиграли в этом споре, но и Путин добился своих целей. Он заразил Интернет миллионами фейковых новостей.
Идеология путинского «русского мира» — это эквивалент коммунизма и нацизма ХХ века. Это идеология, с помощью которой Россия оправдывает выдуманные права и привилегии для своей страны. На этом же основан рассказ об «особой исторической миссии» русского народа. Во имя этой идеологии Мариуполь и десятки украинских городов были разрушены, поскольку идеология «русского мира» посылала русских солдат на войну, убеждала их в своем превосходстве и побуждала к бесчеловечным военным преступлениям – убийствам, изнасилованиям и пыткам невинных мирных жителей. Мы также знаем, что эта идеология стимулирует насильственное перемещение украинцев вглубь территории России.
Мы не можем питать никаких иллюзий. Это не безумие, а преднамеренная стратегия, которая уже открыла ворота геноциду. «Русский мир» — это рак, пожирающий не только большую часть российского общества, но и представляющий смертельную угрозу для всей Европы. Поэтому недостаточно поддерживать Украину в ее военной борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию.
Как когда-то Германия подвергалась денацификации, так сегодня единственный шанс для России и цивилизованного мира — «депутинизация». Если мы не займемся этой задачей немедленно, мы потеряем не только Украину, мы потеряем свою душу, свою свободу и суверенитет. Потому что Россия не остановится на Киеве. Она отправилась в долгий поход на Запад, и нам нужно решать, где ее остановить».