Планы Турции открыть «город-призрак» Варошу вызвали протесты греко-киприотов

Турецкие и турко-кипрские официальные лица провели в субботу, 15 февраля, совещание в «городе-призраке» Вароше – курортном районе Фамагусты, находящемся в буферной зоне разделенного на две части Кипра, чтобы через 46 лет турецкой оккупации обсудить будущую судьбу этой территории и использовать «историческую возможность, которая принесет туристическую и экономическую выгоду». Об этом сообщает издание Cyprus Mail.

В совещании, которое прошло в помещении бывшего отеля Sandy Beach в Вароше, приняли участие вице-президент Турции Фуат Октай (куратор от Анкары по Кипру), министр юстиции Абдулхамит Гюль, премьер-министр непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Эрсин Татар, глава МИД ТРСК Кудрет Озерсай и другие политики.

В ответ на это мероприятие греко-кипрская администрация Фамагусты, находящаяся в изгнании после 1974 года, направила генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, а также странам, которые являются постоянными членами Совета безопасности ООН, письмо протеста в связи с планами Турции открыть для туризма и бизнеса Варошу. Об этом заявил на организованной греческой стороной демонстрации на КПП Дериния мэр Фамагусты Симос Иоанну.

Мэр Фамагусты сообщил, что помимо письма Гутерришу он подал запрос на встречу со спецпредставителем генсека ООН на острове и главой Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) Элизабет Спехар, чтобы изложить ей свою позицию. «Мы примем мирные, но действенные решения», — приводит агентство слова Иоанну.

Фуат Октай заявил на совещании в Вароше, что это — «исторический день», и юридический статус этого района Фамагусты, который он назвал «райским побережьем», не должен оставаться ни политически, ни экономически приемлемым, пишут кипрско-турецкие СМИ. Он сказал, что пришло время изменить статус Вароши: «Этот великолепный вид превратился в город-призрак за полвека поисков мира на острове, турко-киприоты не могут ждать еще столько же, пришло время перемен, чтобы люди могли наслаждаться курортом».

«Здесь есть банки, мастерские, автосалоны, магазины. Время остановилось. Даже через полвека здесь сохранились замечательные отели», — напомнил Октай. «Независимо от того, кто жил здесь в прошлом, Вароша будет местом, где все выиграют», — сказал он.

По словам вице-президента Турции, специалисты изучат состояние более 8,6 тысяч зданий в Вароше, чтобы определить, как поступать с ними дальше. Он пояснил, что продаже в Вароше не будет подлежать земля, которая находилась в собственности турко-кипрского религиозного фонда Evkaf до 1878 года, то есть в период, когда островом владела Османская империя и до управления британской администрации. И добавил, что исследование по османским архивам будет завершено в ближайшее время.

Напомним, что греко-киприоты покинули Фамагусту во время оккупации северной части Кипра турецкими войсками в 1974 году. 26 тысяч представителей греческой общины города, которые составляли явное большинство его жителей, в течение суток покинули Фамагусту с вещами, которые они могли унести с собой. Но если жизнь в большей части города затем поддерживали оставшиеся там турки-киприоты, а также переселенцы из Турции, то район Вароша, расположенный к югу от основной части Фамагусты, окончательно опустел, номинально попав в буферную зону ООН, но де-факто оказавшись под контролем турецких войск.

В сентябре прошлого года Турция уже декларировала свое намерение открыть Варошу для туристов и жителей северной части Кипра, что не могло не вызвать раздражения Никосии и администрации Фамагусты в изгнании, которые требуют предоставления греко-киприотам — жителям и собственникам Вароши или же их потомкам — права вернуться в свои дома.

Президент Кипра Никос Анастасиадис тогда же пообещал, что сделает все от него зависящее, чтобы защитить Варошу от посягательств со стороны Турции.

Планы Турции в отношении Вароши противоречат резолюции 550 Совета Безопасности ООН от 1984 года. В ней говорится, что Совбез «считает попытки заселить любую часть Вароши лицами, не являющимися ее жителями, недопустимыми и призывает передать этот район под управление Организации Объединенных Наций».