Разговоры о том, что отравление Навального могли организовать без указания Путина либо сознательное вранье, либо трудно объяснимая наивность.
Нельзя, разумеется, исключать, что Навального пытались устранить некие бюрократы или олигархи, опасающиеся разоблачений. Но в этом случае оппозиционера застрелили бы, ударили битой в подъезде, сбили на улице автомашиной и так далее.
Все это – давно апробированные в России (и не только в России) и эффективные методы расправы с конкурентами. Отравление – намного более сложное преступление. А зачем наемному убийце лишние сложности? И лишние свидетели – качественный яд в аптеке не продают.
Известно, однако, что отравление – любимый метод советских/российских спецслужб.
В 1921 году при председателе Совнаркома была создана токсикологическая лаборатория, впоследствии переданная в НКВД. Его цель — поиск ядов, которые нельзя было бы идентифицировать при вскрытии. В 1937 году начальником лаборатории стал некто Майрановский. Он, в частности, разработал препарат «К-2», убивавший жертву, не оставляя следов. Диагнозы патологоанатомов были однозначны: смерть от острой сердечной недостаточности.
Ученики и ученики учеников Майрановского трудятся в этой или аналогичной лаборатории до сих пор. В конце 1950-х годов в Германии убили руководителей ОУН Льва Ребета и Степана Бандеру. Им прыснули в лицо ядовитым веществом, вызвавшим обширный инфаркт. После 2000 года отравлены Литвиненко, Скрипали, Политковская, Кара-Мурза, Виктор Ющенко и другие, имена которых известны. Некоторым их них повезло, они остались живы, другие нет. Упоминаются 13 «подозрительных смертей» российских эмигрантов в Великобритании.
Вопрос, сколько отравлений остались неизвестными, остается открытым.
Спецслужбы – опасное оружие. Поэтому высшее руководство во всех странах стремится держать их под максимально жестким контролем. Самодеятельность спецслужб всегда вызывает подозрения и пресекается, особенно когда речь идет о ликвидации политических противников. Если сегодня начальник полиции подсыпал по собственной инициативе некий порошок врагу, то завтра он может подсыпать такой порошок … страшно подумать кому. В таких делах инициатива жестко наказуема, особенно, если вождь, фюрер, каудильо или просто пожизненный президент страдает паранойей. И это, кстати, прекрасно понимают руководители всех спецслужб.
Вернемся к Навальному. По-видимому, расчет был на то, что он скончается в самолете. Тогда патанатомическое исследование проводилось бы в хорошо контролируемой больнице, его результаты были бы предсказуемы, проверка их независимыми специалистами легко пресекалась. Но очередные Петров/Баширов провалили дело, Навальный остался жив. Тот факт, что несмотря на чудовищный скандал его пытались не выпустить в Германию и не пускали к нему независимых врачей – лучшее подтверждение, что Кремль пытается замести следы, но не знает как.
И, конечно же, Боже, помоги Алексею!
Юрий ФЕДОРОВ, военно-политический эксперт, профессор пражского университета