Разбираемся в сути явления с «Путеводителем по рашизму-путинизму» Олега Кудринав публикации Укринформа.
В прошлой подаче мы рассмотрели советско-российскую историю Знамени Победы, его путь от славного символа, признаваемого и уважаемого в мире, до одного из атрибутов российской агрессии против Украины. Бесславный итог, в чем-то, увы, закономерный. Поскольку в числе союзников-победителей был и Советский Союз, страна не менее тоталитарная, зверская, чем нацистская Германия. Только с другими принципами антигуманистической организации.
И в этом смысле свистопляска, которая уже несколько десятилетий существует в эрэфии вокруг Знамени Победы, очень показательна, наглядна в сравнении с другими в чем-то похожими символами. С одной стороны – с американскими флагами, водруженными на Иводзиме. А с другой – со Знаменем Крови, сакральным в Третьем рейхе. Но перед тем, как приступить к сравнению, нужно кратко познакомиться с обоими примерами.
БИТВА ЗА ИВОДЗИМУ. УСТАНОВКА ПЕРВОГО ФЛАГА
Битва за остров Иводзиму (сейчас принято написание – Иото) длилась с 19 февраля по 26 марта 1945 года. С американской стороны в ней участвовали 110 тысяч человек плюс поддержка флота, с японской – 21 тысяча. Это был первый бой во Второй мировой войне на собственно японской земле. К тому же, Иводзима являлась важным опорным пунктом на дальних подступах к Токио, здесь находился аэродром и радарная станция. Весь этот небольшой остров был большой и хорошо укрепленной крепостью, состоящей из множества бункеров. Все они отчаянно защищались японцами. Для них это уже была не захватническая война за чужие земли, а борьба за свою территорию, с которой будет удобно начать наступление на собственно Японские острова, включая столицу. Концентрация на малой площади (восемь на четыре километра) таких больших сил привела к упорным, жестоким боям.
Через несколько дней после начала операции американским морпехам удалось взять под контроль вершину горы Сурибати, доминирующей над островом. Взвод под командованием старшего лейтенанта Гарольда Шриера утром 23 февраля установил флаг над ней. Самый известный из снимков этого флага на вершине был сделан штаб-сержантом Льюисом Лоуэри.
УСТАНОВКА ВТОРОГО ФЛАГА. ФОТО РОЗЕНТАЛЯ. ПАМЯТЬ
В тот же день командир 2-го батальона, ведущего боевые действия в этом районе, полковник Чэндлер Джонсон отправил на вершину горы еще одну группу – с припасами и телефонным кабелем. А также – вторым флагом, большего размера. Вероятно, он хотел, чтобы знамя было лучше видно с разных точек острова, где шли бои. Но, кажется, имелась и дополнительная мотивация. К тому времени на Иводзиму прибыл министр ВМС США Джеймс Форрестол. Он был так впечатлен событиями, что высказал просьбу взять флаг (первый) с собой. Джонсон был крайне недоволен озвученной мыслью начальства и хотел, чтобы у батальона в любом случае оставался победный флаг.
Вместе со второй группой был послан военный фотограф Джо Розенталь. Уже на вершине, настраивая свою фотокамеру, он чуть было не упустил момент подъема второго флага. Но успел развернуться и сделать репортажный снимок, который окажется великим. Однако, не будучи уверенным, что фото удалось, и чтобы какой-нибудь снимок был наверняка, Розенталь попросил 18 присутствующих встать перед флагом и сфотографироваться.
Пленка была отправлена на ближайший остров Гуам для проявки и печати. Оказалось, что репортажный снимок у Розенталя получился! С Гуама его передали по радиофаксу в штаб-квартиру Associated Press в Нью-Йорке. И уже в воскресенье, 25 февраля, он был напечатан во многих газетах и разошелся по миру. Позже Розенталь стал первым в истории обладателем Пулитцеровской премии – за фотографию.
Правда, не обошлось без накладки. Когда после приезда на Гуам фотографа спросили, была ли фотография постановочная, он ответил «Конечно», думая, что речь идет о «запасном» снимке. Из-за этого позже даже были предложения лишить Розенталя «Пулитцера». К счастью, военный фотограф сержант Билл Геност одновременно с Розенталем, снял подъем второго флага на кинопленку. И это подтвердило репортажность снимка Розенталя.
Фотография Розенталя был так художественно впечатляюща, что тех, кто изображен на ней (троих из шести, что выжили в боях на Иводзиме) привлекли для сбора денег в рамках Седьмого военного займа, чтобы профинансировать продолжение военных действий.
Позже журналисты и историки еще поработали над тем, чтобы сделать точный список всех, кто изображен на великой фотографии и вообще имел отношение к ее появлению. Но не были забыты и те, кто участвовали в подъеме первого флага на Иводзиме.
Оба флага хранятся Национальном музее Корпуса морской пехоты США (2006, Триэнгл, штат Вирджиния). Они выставляются в экспозиции по очереди, чтобы уберечь их от воздействия света. Само здание Музея выстроено так, чтобы напомнить образ флага, взметнувшегося вверх. А еще – скульптурная композиция, сделанная на основе фотографии, стала основой Военного мемориала Корпуса морской пехоты США (1954, возле Арлингтона, штат Вирджиния).
НАЦИСТСКИЙ ПУТЧ. «ЗНАМЯ КРОВИ» И «ОСВЯЩЕНИЕ ЗНАМЕН»
Это событие не имеет одного названия. У него много имен – Путч Гитлера-Людендорфа, Пивной путч, Мюнхенский путч, Марш на Фельдхернхалле…
Вечером 8 ноября 1923 года НСДАП во главе с Гитлером объявила «национальную революцию», захватив в заложники членов правительства земли Бавария, и заняв без особого сопротивления несколько правительственных зданий. В баварской столице Мюнхене назревало двоевластие. Все зависело от того, на чью сторону станет армия и полиция.
Утром 9 ноября колонна нацистов с Гитлером и героем первой мировой войны генералом Людендорфом попробовали развить успех и пошла в центр города. Силы правопорядка оказали сопротивление. В результате перестрелки погибли 4 полицейских, 13 путчистов и один, как позже выяснилось, прохожий. Позднее еще два нациста умерли при штурме одного из зданий, захваченных ими ранее.
Одним из знаменосцев во время марша был Генрих Трамбауэр. Когда началась стрельба, кто-то из убитых упал на знаменосца, повалив того. Флаг измазался в крови – этого убитого и, может быть, еще кого-то. После провала путча Трамбауэр с единомышленниками прятал это знамя. А когда Гитлер отсидел срок, полагавшийся ему по приговору суда, флаг передали ему.
Фюрер сделал его священным символом НСДАП, партии вскоре захватившей власть в стране. Знамя снабдили новым древком, навершием и серебряным рукавом, на котором выгравировали имена 16 погибших путчистов. Нацистский символ получил имя «Знамя крови». (Это название, Blutfahne, было известно в Священной Римской империи германского народа. Там оно имело смысл права на вотчину, получаемого по наследству. Гитлер переосмыслил это в плане геройского пролития крови за победу своего народа).
Знамя крови и учрежденный гитлеровцами Орден крови стали основой особого культа Blutzeuge / Мучеников, то есть погибших за приход нацистов к власти. При этом было опять же переосмыслено слово Blutzeuge, ранее применявшееся по отношению к погибшим за христианскую веру. Нацисты, негативно относившиеся к христианству (считали его «еврейскими выдумками») понимали это слово в том числе и в прямом смысле. То есть – с ключевым корнем «кровь», как основу наследственности – Blut Zeuge (свидетель крови).
Знамя крови использовалось на различных торжественных мероприятиях, прежде всего – на ежегодный съездах НСДАП, где оно было главным на особой торжественной церемонии Освящения знамен. То есть его прикосновением «освящались» другие нацистские знамена. Знамя крови хранилось в Зале флагов нацистской штаб-квартиры «Коричневый дом» в Мюнхене. В конце Второй мировой войны оно было утеряно, то ли уничтожено, то ли попало в чью-то частную коллекцию.
СРАВНЕНИЕ-1. ИСТОРИЧНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ К ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ
И вот теперь давайте сравним советское Знамя Победы, американские флаги с Иводзимы и нацистское Знамя Крови. Причем по нескольким пунктам.
Пункт первый. Достоверность и историческая обоснованность.
Два флага, которые были установлены на горе Сурибати безусловно аутентичны. Оба победных знамени признаются в США равными в своей исторически значимости. Выяснены все обстоятельства их получения и установки, а также имена всех причастных к этому. После исследований историками и журналистами устранены все допущенные по горячим следам неточности.
Советское Знамя Победы. Как говорят сегодняшние российские историки, над Рейхстагом разными советскими подразделениями было установлено около 40 флагов и флажков. Точное количество их неизвестно. Так же, как и обстоятельства установки большинства из них. Каноническим Знаменем Победы было признано только одно из многих. Критерии отбора именно этого флага, так же как и фамилий двух человек из множества других для внесения в советские учебники истории, неизвестны. Скорее всего, это решалось на уровне Главного политического управления РККА и лично Сталина. Судьба остальных знамен, водруженных над Рейхстагом практически неизвестна (есть только отрывочные сведения о некоторых из них).
На сайте российского исторического общества (РИО), возглавляемого директором Службы внешней разведки рф Сергеем Нарышкиным, так изящно описывается, почему многих героев штурма Рейхстага, устанавливавших Знамена Победы, «вообще вычеркнули из победных реляций»: «Существуют десятки различных версий <…> Документов на сей счёт нет, только мнения и суждения, да и тех людей уж давно нет. Потому здесь не место обсуждать причины такого сокращения списка героев, которым обещались высшие награды государства, это совсем другая история».
И то правда – зачем копаться в грязи сталинского режима, восстанавливать имена ВСЕХ героев – давайте просто наслаждаться радостью победного позитива… Вот, что происходит, когда историками руководят гэбисты.
Что касается Знамени крови, то достоверность его истории изучалась немецкими / нацистскими архивистами. Поскольку это происходило также в диктаторской стране с тоталитарной идеологией, то в точности их работы тоже можно сомневаться. К примеру, кажется сомнительной официальная версия, что Blutfahne было измазано в крови сразу трех (!) погибших участников Марш на Фельдхернхалле. Но такое утверждение естественно в условиях культа Мучеников – чем больше Свидетелей Крови, тем священней реликвия!.. То есть тут ситуация, в общем-то, противоположная советской – имена героев не вычеркивали, но вписывали.
СРАВНЕНИЕ-2. ДОСТОВЕРНОСТЬ ЗНАМЕНИТЫХ ФОТО-ИЗОБРАЖЕНИЙ
Переходим ко второму пункту: достоверность художественных фото-изображений флагов. Здесь можно сравнивать только советские и американские символы, поскольку нацистский флаг появился, всплыл в истории, лишь через несколько лет после самого события, когда ушел контекст, правда истории. Поэтому не странно, что выдающихся художественных изображений Blutfahne не имело.
Начнем с фотографий флагов с Иводзимы. Есть репортажные, есть постановочные. Они все достоверны. Особенно строго и придирчиво это изучалось в отношении того фото, что оказалось самым знаменитым. Репортажная достоверность работы Розенталя подтверждена. И только потому, что эта фотография стала выдающимся произведением искусства, второй флаг известен и восславлен больше.
Среди советских фотографий различных Знамен победы над Рейхстагом есть выдающиеся. Они постановочные. Фотография «правдинца» Виктора Тёмина со Знаменем Победы над Рейхстагом, сфотографированным с самолета, какое-то время считалась великой репортажной. Но позже Тёмин признался, что знамя было пририсовано в редакции «Правды». На сайте РИО это описывается так:
«Профессиональная лихость Тёмина проявилась и здесь – флаг подрисовали. Причём Виктор Антонович поменял дату снимка со 2 мая на 1-е (вероятно потому, что 1 мая – один из главных советских праздников, — О.К.) <…> Позднее снимок был удостоен профессиональных наград на многих фотовыставках в СССР и за рубежом. Ретушёр из «Правды» пририсовал развевающийся флаг, внеся правку в документальную съёмку, причём многократно увеличив его размеры». Сам Тёмин рассказал о манипуляции с фото в безопасные времена – в 1965 году.
А тассовец Евгений Халдей для «документального» фоторепортажа из побежденного Берлина привез с собой три знамени из москвы. Достоверность для советской прессы была не важна. Главное – пропагандистская убедительность. Одна из фотографий Халдея стала знаменитой. Но и она была ретуширована – стерты вторые часы на руки красноармейца, чтобы не появлялось мыслей о мародерстве.
СРАВНЕНИЕ-3. ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗНАМЕН В ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТА
И последний третий пункт: хранение и культовое использование.
Флаги с Иводзимы стали реликвиями, свидетельствами славы, но не предметами культа. К примеру, выживших участников водружения второго флага, привлекли для агитационной кампании Седьмого военного займа (была собрана рекордная для всех восьми займов сумма в 26 млрд. долларов, огромные деньги для того времени и тех цен). Это был прагматизм, локальное использование образа, но никак не сакрализация. В остальных случаях образ с фотографии Розенталя использовался художественно, скульптурно, архитектурно.
А вот нацистское Знамя крови, как мы видели выше, обрело измерение не просто символическое, но метафизическое. Оно стало главным атрибутом культа мертвых Мучеников / Blutzeuge / «Свидетелей крови».
Знамя Победы при советской власти пропагандистски использовалось, но не очень масштабно. В условиях существования «родовитой», с давними традициями идеологии его роль была не так велика. Ситуация поменялась со сломом СССР и необходимостью укрепить легитимность – при Ельцине. И уж при путине это переросло в особый культ Знамени Победы, составную часть победобесия.
Эмоционально взвинченное почитание этого флага использовалось для того, чтобы «метить территорию» за переделами рф – прежде всего в постсоветских странах. Показательно и то, что Знамя Победы активно используется в российском варианте «культа мертвых героев» – шествиях «Бессмертного полка». Причем его концепция видоизменилась так, что можно нести портреты участников и погибших не только во Второй мировой, но и в текущей имперской войне с Украиной. В таком варианте нацистский Blutzeuge и путинский «Бессмертный полк+Знамя Победы» становятся схожими практически до степени «смешения товарных знаков».
На этом мы заканчиваем разбор победобесия как сакральной составляющей, своеобразного «святого духа» рашизма-путинизма.
В следующем материале мы приступим к рассмотрению сути «рашизма» в широком смысле – как агрессивной шовинистической идеологии российского имперства.
(Продолжение следует)
Олег Кудрин, Рига.