Вслед за «рашизмом» и «путинизмом» нужно кратко рассмотреть их постоянного спутника – «победобесие». Но для начала небольшое отступление… Вместе с классическими вариантами религий в разные периоды и в разных местах появлялись разнообразные культы, квазирелигии. В ХХ веке коммунизм с его верой в «светлое будущее» сравнивали с христианством и его раем. Красные уголки были похожи на иконостасы, демонстрации трудящихся – на крестные ходы со своими вариантами икон, хоругвей и т.д. Напрашивался и собственный вариант «святой троицы»: бог-отец – Маркс (и марксизм – как «ветхий завет»), бог-сын – Ленин (ленинизм – «новый завет»), святой дух – единственно верное коммунистическое учение в целом.
Но если основы советской идеологии и системы так хорошо ложились в вековые матрицы, то, может быть, неслучайно, что и в основах государства, выстраиваемого выпускниками Школы КГБ, тоже можно найти вариант квази-религиозной «святой троицы»: бог-отец – рашизм, бог-сын – путинизм, святой дух – победобесие. Вот последним и займемся.
АВТОР ТЕРМИНА «ПОБЕДОБЕСИЕ» – БОГОСЛОВ, А НЕ САТИРИК
Английская Википедия определяет «победобесие» как «уничижительный термин, используемый для описания “гиперболического празднования” Дня Победы в россии». Синонимично – Культ Победы. Украинская Вики – как «интернет-мем, обобщающее название гипертрофированной “победной” истерии, “культа Победы” в путинской россии».
Обобщенно говоря, «уничижительный термин», ставший «интернет-мемом». Это в общем-то верно. Яркое слово-маркер, которое точно описывает суть происходящего в россии последние полтора десятилетия. В реальности стоящего за ним явления сомневаться не приходится. В Сети – всегда большой набор трагикомических фотографий, плакатов, текстов, которые его иллюстрируют. Но из-за такой простоты, понятности в тени остается многое, что касается этого слова.
Начнем с появления термина. Российская писательница Марина Вишневецкая, которая с 2014 года выпустила три тома «Словаря перемен» (I – 2014; II – 2015-2016; III – 2017-2018), внесла ясность в этот вопрос (и пока она никем не опровергнута). Вишневецкая отвергла предположение, что «победобесие» запустил в жизнь и в Сеть поэт Орлуша. (Вероятно, эта версия появилось из-за популярности стихотворения Андрея Орлова «Спасибо бреду за победу», исполнявшегося в проекте «Гражданин поэт» Михаилом Ефремовым).
Вишневецкая, отслеживавшая появление неологизмов, утверждает, что слово «победобесие» придумал в 2005-м протоиерей Георгий Митрофанов (сейчас он зав кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии). В том году был первый при путине круглый юбилей 9-майской победы – 60-летие, отмечавшееся очень пышно (2000-й год, когда новичок только осваивался во власти – не в счет). В свою очередь, Митрофанов накануне защитил богословскую диссертацию на пересекающуюся тему «Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века» (2004). Так что он хорошо знал, о чем говорил, какой термин изобретал. И это само по себе показательно: словечко оказалось настолько ярким, броским, что в народе его поторопились приписать поэту-сатирику, не обратив внимания на философа-богослова.
Вишневецкая дала такое определение термину: «Победобесие — культ победы в Великой Отечественной войне, нацеленный на милитаризацию сознания и сплочение населения вокруг национального лидера».
ПОЧЕМУ ЛЕНТА ИМЕННО ГЕОРГИЕВСКАЯ, А НЕ ГВАРДЕЙСКАЯ
В том же 2005 году появился главный культовый знак «победобесия» – георгиевская лента. То есть, георгиевская (она же – гвардейская) лента существовала, конечно, и раньше. Но именно тогда она стала атрибутом возникшего и развивающегося культа. Следом начали прирастать другие символы, сущности, организации, как вновь изобретаемые, так и на ходу переформатируемые («Знамя Победы», «Бессмертный полк», Парк Победы, Парк «Патриот» с Главным храмом вс рф и т.д.). Они были так наглядны, выпячиваемы, что опять же оставляли в тени более сложные и тонкие категории. А именно – философско-богословские истоки победобесия. В пояснении к этому слову говорили кратко, маркерно – квази-религия. И это правильно. Но мало. На самом деле еретический «культ победы», «богословие победы» имеет в РПЦ довольно глубокие корни.
Иосиф Сталин начал восстанавливать в СССР институты русской православной церкви в 1943 году. Фронт откатывался на запад. Советскому диктатору нужно было нейтрализовывать влияние православных приходов, повсеместно возрождавшихся на оккупированных немцами территориях, а также планировать усмирение греко-католических парафий. Но была и сверхзадача: Сталин надеялся объединить мировое православие вокруг подконтрольного ему московского патриархата. Как небезопасно шутили в те времена – «это на замена Коминтерну», распущенному в том же году. В феврале 1945-го Сталин сделал еще один шаг в советской легитимации рпц, был избран патриарх – Алексий I (Сергей Симанский).
Окончательное поражение третий рейх начал терпеть в мае. И так совпало, что в том году православная Пасха выпала на 6 мая. День, в который поминается Георгий Победоносец (изображенный, напомним, на досоветском и постсоветском гербе москвы, считающийся «покровителем русского воинства»). Глава рпц Алексий I в пасхальном послании тогда прямо связал Пасху как символ возрождения и победу СССР: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой <…> Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма». Через три дня, в новом послании в честь Дня Победы, патриарх приветствовал «победоносное воинство наше», «великого Верховного Вождя» и «Православную Русь», возносящую Богу благодарные молитвы «за радость победы и за дарование мира всему миру» (Цитируется по материалу культуролога Елены Волковой на сайте «Победобесие». На официальном сайте Православие.ру слова о «великом Верховном Вожде» сокращены).
Сталин, семинарист, хоть и недоучившийся, хорошо знал религиозную символику и решил поддерживать многозначный образ Георгия Победоносца. Поэтому в ночь с 8 на 9 мая капитуляцию Германии от СССР принимал Георгий Жуков. И по той же причине Парад Победы на Красной Площади 24 июня принимал, причем на коне (как на иконе), тоже Георгий Жуков. Так он, имевший ранее в войсках прозвище «мясник», получил более почетное именование – «маршал Победы». (И в будущем стал главным маршалом победобесия).
Так что раскручиваемая «георгиевская лента» (обозначенная именно «георгиевской», а не «гвардейской»), тоже несла в себе элемент культа Святого Георгия, частично опосредованного образом маршала Жукова.
БОГОСЛОВИЕ ПОБЕДЫ: ВСЁ ИСКУПИЛИ, МЫ – ЧИСТЫ И ПРЕКРАСНЫ
Но вот настал следующий юбилей – 2010 года. Менее круглый, 65-летие, зато первый для нового патриарха кирилла (гундяева), интронизированного в 2009-м. И в этот раз на майское торжество произошли событие не менее важные для утверждения победобесия. Во-первых кирилл подготовил и ввел в действие циркуляром особый молебный чин на 9 мая (с непременным прошением не только о воинах, но и «о вождех», славная перекличка со сталинским временем).
Главное, однако, – патриарх представил готовую концепцию, которая ранее в церкви и у него лично только вырисовывалась. Суть ее в том, что война была послана народу за грехи, но он их искупил – большой кровью и Победой: «Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших».
Известный журналист-религиовед Александр Солдатов в статье «Теория искупления», опубликованной уже на следующий день после речи главы рпц, оценил ее чрезвычайно критически: «В своей проповеди на 9 мая патриарх кирилл фактически призвал народ россии, в массе своей признающий свое преемство с народом советским и даже гордящийся этим, не приносить покаяния в кровавом прошлом, ибо оно уже искуплено. Вместо покаяния в невинно пролитой крови святых ради начала жизни народа, государства «с чистого листа» – призыв: «Мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны — это и есть религиозное понимание»».
Солдатов не употребляет по этому поводу публицистически яркого «победобесия». Он использует словосочетание «богословие Победы» и проводит прямую параллель между новацией кирилла и «богословием Революции», разработанным учителем гундяева – Митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым). Суть той концепции была похожей – оправдание кровавой революции.
Однако Солдатов оценивает подход кирилла много строже, называя его «довольно вульгарной концепцией»: «Призывая отказаться от этого покаяния и поверить, что мы всё «искупили» кровью своих дедов в 1941-45 гг., можно лишь усугубить болезни нынешнего российского государства и общества, приблизив их политический распад. В интересах ли народа россии подобная перспектива? <…> По мысли кирилла, россия вполне возродилась в 1945 г., из-за чего мы и должны каким-то особым торжественным образом общецерковно праздновать 9 мая».
Солдатов приводит резонные доводы, применяя патриаршую логику к событиям советской/российской истории после 1945-го. Если страна всё искупила, возродилась и очистилась, то по какому разряду числить сталинские репрессии 1945-1953 гг., хрущевские гонения на религию, накопившиеся последующие грехи?
Гундяевское «богословие Победы» подобными вопросами не задается, сосредотачиваясь на самолюбовании.
РАЗВОРАЧИВАНИЕ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ И БОГОИЗБРАННОСТЬ
Хуже того – в «богословии Победы» давний намек на некую связь Пасхи и Победы переходит в прямую и явную параллель между Христом и русским народом – в смысле искупительной жертвы. То есть русским, по сути, приписывается «богоизбранность».
В материале Елены Волковой «Религия Победы: Пасха и святой Георгий (Жуков)» на сайте «Победобесие», приводятся конкретные примеры того, как реализуется эта концепция в церковно-общественной жизни:
–стихи пасхально-победного жанра («Но, как витязи в русской сказке, / Сокрушили логово зла… / День Победы и праздник Пасхи — / Жизни два багряных крыла!»);
–лозунги, используемые не только в церковных проповедях, но и школьных презентациях и на детских конкурсах («Пасха Победы», «Пасха – День Победы», «День Победы – наша вторая Пасха», «Пасхальная радость Победы»);
–пасхально-победные открытки;
–прямые параллели: Сталин и Жуков, подобно Моисею, выводят свой народ из фашистского рабства; победа в «Великой Отечественной войне» – победа Христа над адом и грехом; Георгий Жуков – новый Георгий Победоносец.
Что касается последнего пункта, то Волкова особо выделяет статью историка Федора Гайды «Праздник освобождения. Христианские параллели Великой Победы», опубликованную на официальном сайте Православие.ру. В ней прописан развернутый «Пасхальный календарь Победы». То есть события последних дней войны аллегорически привязаны к православному календарю:
Вход Господень в Иерусалим – совпал со штурмом рейхстага (29 апреля 1945 года).
В Великий понедельник, когда иссохла бесплодная смоковница – покончил с собой Адольф Гитлер (30 апреля).
В Великий четверг – стихли бои в Берлине (3 мая);
На Пасху 6 мая – начались переговоры о капитуляции;
В Светлую среду, в день памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся – День Победы 9 мая…
И это всё – с научной серьезностью доцента истфака МГУ. Кстати, и написана статья в 2015 году – к очередному юбилею Победы, 70-летнему. (Такой юбилейный нумерологический пятилетний шаг на фоне предыдущих изысканий уже не кажется чем-то странным).
БУДУТ ЛИ ТАКЖЕ КРОВАВО ИСКУПАТЬСЯ ГРЕХИ И В БУДУЩЕМ?
Все представленные примеры – каждый по отдельности – не кажутся такими уж важными, показательными, всеохватывающими. Но в сумме они задали бевкусную и безмерную, болезненно-истерическую победобесную атмосферу в рф. И уж из этого выросли дальнейшие глупости, вроде парада детских колясок-«танков». Творчество масс, поощряемое сверху.
То есть победобесие – это не какая-то анонимно-языческая квази-религия, появившаяся непонятно как, ниоткуда. В ее основе – давние идеи русской православной церкви и ее «великого Верховного Вождя» Сталина. Но окончательно они оформились в еретическое с элементами язычества «богословие Победы»/победобесие при гундяеве и путине…
Андрей Солдатов закончил свою статью «Теория искупления» следующим обращением: «Так что же, Ваше святейшество, получается, наш народ опять должен принести искупительную жертву? Грехов ведь за 65 лет (в 1945-2010 годах, — ред.) накопилось почти столько же, сколько за 1920-30-е гг. Сколько миллионов жизней нужно пожертвовать сейчас?».
Увы, эти слова оказались в чем-то пророческими. Правда, количество жертв – пока не миллионы. Но вектор рассуждений был задан абсолютно точно. И в следующий раз мы рассмотрим, какое развитие получило победобесие, «богословие победы» после 24 февраля 2022 года.
(продолжение следует)
Олег Кудрин, Рига
Читать по теме:
- Научное открытие: лакейский «путинизм» от внука Молотова-Риббентропа
- Запад просыпается после «перезагрузки» и ужасается «путинизму»
- Как попадает в Википедию лакейская «гуманитарная наука» россии
- Глава «Левада-Центра» говорил о катастрофе «путинизма» в 2024 году
- Являются ли учеными путинферштееры из научной среды Запада?