Маскировка разведывательной деятельности под научную — один из обычных методов российских спецслужб. Тут используется не только посылка своих людей на настоящие научные конференции под видом ученых. Гораздо больший эффект приносит создание подставных научных контор (институтов, фондов и т.д.), самостоятельно организующих международные конференции в самых разных точках мира. Это идеальный способ для встреч со старыми агентами и вербовки новых.
Сторонний наблюдатель не всегда сходу сможет распознать, что за такой организацией скрывается целое подразделение спецслужб, а вовсе не группа безобидных исследователей. Хотя маскировка иногда бывает очень поверхностной.
Одна такая исключительно интересная и важная контора еще в 2006 году выбрала для проведения своих международных слетов баварский курортный город Гармиш-Партенкирхен. Немецкая пресса — газета «Die Zeit» и тележурнал первой программы государственного телевидения ARD «Kontraste» — обратила на это внимание только в 2019 году, и то лишь благодаря дурацкой оплошности организаторов.
Они с гордостью опубликовали меморандум о сотрудничестве, подписанный с одной стороны генерал-полковником ФСБ, а с другой — немецким политическим деятелем, достаточно заметным и с достаточно серьезными связями, чтобы вызвать недоумение журналистов и опасения правительства.
Произошло это только через тринадцать лет после начала проведения ежегодных конференций этой публики в Гармиш-Партенкирхене. О чем не писали немецкие журналисты, так это о предыстории и подоплеке событий.
***
Главный актер в этом представлении — генерал-полковник Владислав Шерстюк (1940 г.р.) — окончил физический факультет МГУ и служил в КГБ с 1966 года, где сделал, мягко говоря, успешную карьеру. В 1995-1998 годах. — начальник Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ — Федерального агентства правительственной связи. Оно было создано в 1991 году и включало в себя бывшее 16-е управление КГБ, которое получило новое название Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС или 3ГУ). В нем и служил Шерстюк начиная с 1992 года. С 1998-го. Шерстюк — заместитель генерального директора ФАПСИ и одновременно начальник того самого Главного управления радиоэлектронной разведки средств связи.
С декабря 1998 по май 1999 Шерстюк — генеральный директор ФАПСИ, член Совета безопасности Российской Федерации. С мая 1999 по май 2004 — первый заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации. С сентября 2004 года — помощник секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
Затем Шерстюк резко становится ученым. В 2003 году внутри МГУ, в качестве его структурного подразделения, была создана организация под названием «Институт проблем информационной безопасности» (ИПИБ МГУ). В своем интервью Шерстюк упоминает, что в 1999 году по распоряжению Путина, тогда секретаря Совета безопасности, он «занялся наукой». В результате в МГУ была сначала создана кафедра, а потом институт, и «Гармиш-процесс вырос оттуда».
Как сказано на сайте института, «ИПИБ является головной структурой, координирующей междисциплинарную научную деятельность внутри Московского университета по направлению «Безопасность и противодействие терроризму».
Надо отметить, что термин «противодействие терроризму» в названии российских организаций или органов печати практически безошибочно указывает на деятельность КГБ в лице его многочисленных дочерних организаций, возникших в 90-е.
Так, например, существующий в Москве с 1997 года Клуб ветеранов органов Госбезопасности выпускает совместно с Международным центром научных исследований проблем противодействия терроризму (МЦПТ) журнал «Проблемы противодействия терроризму. Проблемы ХХI века — Counter-Terrorism». Издание осуществляется при информационной поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В Институте проблем информационной безопасности имеется пять подразделений. Штатный состав — 22 человека. Институт научно-исследовательский и не проводит обучение студентов. Возглавляют его — директор, первый заместитель директора и два простых заместителя.
Директор института — генерал-полковник в отставке Владислав Шерстюк. Первый заместитель — полковник в отставке Владислав Ященко, офицер КГБ с 1971 года.
Заместитель директора — полковник в отставке Анатолий Стрельцов. Его отношение к спецслужбам не акцентируется в биографиях, но карьера говорит сама за себя: «В 1994-2011 гг. работал в аппарате Совета безопасности РФ на должностях от консультанта до начальника департамента проблем информационной безопасности».
Заместитель директора — Владимир Викторович Соколов (1946 г.р.). Окончил экономический факультет МГУ. Судя по должностям, которые Соколов занимал в МГУ при более чем скромных научных заслугах (кандидат экономических наук) — с 1996 по 2002 — начальник консульско-протокольного управления Московского университета, с 2002 по 2004 — заместитель проректора, Соколов тоже сотрудник госбезопасности.
На научно-исследовательское учреждение это заведение походит очень мало. Институт, координирующий «междисциплинарную научную деятельность внутри Московского университета по направлению «Безопасность и противодействие терроризму», до боли напоминает так называемый «первый отдел» — филиал КГБ в любом советском учреждении прошлых времен. Те тоже заботились исключительно о госбезопасности.
В списке членов ученого совета ИПИБ имеется как минимум один генерал-лейтенант КГБ, Геннадий Васильевич Емельянов, (1949 г.р.). Емельянов возглавлял инспекторское направление 8-го ГУ КГБ, ответственное за защиту технических средств связи и создание шифров. В постсоветское время руководил спецуправлением Главного управления безопасности связи ФАПСИ, с 1996 года — в аппарате Совета безопасности РФ.
Список заказчиков института, начинающийся администрацией президента, включает в себя и Генштаб РФ (ГРУ), и ФСБ, и еще множество государственных ведомств и концернов вроде «Газпрома». Обращает на себя внимание единственная иностранная организация — Федеральный центр военных и гражданских систем (Armasuisse) Швейцарии.
С 2007 года институт проводит в немецком городе Гармиш-Партенкирхен ежегодные международные форумы под названием «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму». Бизнес и гражданское общество здесь упомянуты только для маскировки, а государство представлено высокими чинами российских спецслужб.
Пикантность состоит еще и в том, что в Гармиш-Партенкирхене находится американская военная база и американский разведывательный центр Маршалла, представители которого до 2014 года тоже принимали участие в форумах. После оккупации Крыма — прекратили.
Основные докладчики на конференции — российские генералы и офицеры спецслужб, представители Совета безопасности РФ и МИД РФ. И какие-то странные иностранцы.
Как пишет Андрей Солдатов в книге «The Red Web: The Struggle Between Russia’s Digital Dictators and the New Online Revolutionaries» (2015), в первые годы США присылали в Гармиш-Партенкирхен своих высокопоставленных представителей в надежде договориться с русскими, которых возмущала роль США в управлении интернетом. Убедить их, что речь идет о сугубо технических проблемах, не удавалось.
Не удавалось даже договориться о смысле слова «интернет». Переговоры зашли в тупик. Как выразился после конференции 2010 года один американский участник: «У русских диаметрально другое определение информационной безопасности… на самом деле они имеют в виду госбезопасность».
То есть примерно с 2010 года эти конференции потеряли международно-дипломатический смысл, остался только разведывательно-вербовочный. Отсюда высвечиваются и мотивы участников конференций, заведомо не имеющих научного значения.
В 2010 году, на четвертом форуме ИПИБ был проделан обычный для спецслужб трюк — создана очередная подставная организация, якобы совсем новая и якобы научная. «Международный исследовательский Консорциум информационной безопасности» (МИКИБ).
Декларацию о его создании подписал от имени МГУ директор Института проблем информационной безопасности МГУ Владислав Шерстюк, а также представители Академии наук Белоруссии, интернет-сообщества Болгарии, университета штата Нью-Йорк, японского университета Токай, департамента информационной безопасности правительства Израиля.
Немецкий член МИКИБ — коммерческая фирма, Институт исследований вопросов киберпреступности в Кельне (Cybercrime Research Institute GmbH — Köln). Фирма создана в 2009 году, возможно, именно в связи с созданием МИКИБ.
Директор института — профессор Марко Герке (Prof. Dr. Marco Gercke), преподает на юридическом факультете Кельнского университета.
Марка Гудмана (Marc Goodman), который подписывал декларацию от имени вышеупомянутого Института исследований вопросов киберпреступности, обнаружить не удалось. На сайте Стэнфордского университета есть информация о Марке Гудмане, авторе книги о киберпреступности «Future Crimes». Но никаких упоминаний о его связи с Германией нет.
Возможно, Марко Герке и Марк Гудман — это одно и то же лицо, что делает интригу еще более увлекательной.
Китай представлен «Обществом дружбы с зарубежными странами», традиционным филиалом спецслужб бывших и нынешних соцстран.
С тех пор форумы ИПИБ и МИКИБ проводились совместно. В частности, в апреле 2016 года в Гармиш-Патенкирхене одновременно состоялись тринадцатая конференция МИКИБ и десятый форум ИПИБ. Заседание МИКИБ вел генерал-полковник Шерстюк.
На открытии было зачитано приветствие от заместителя секретаря Совета безопасности РФ Сергея Буравлева. Генерал-полковник Буравлев, до назначения на последнюю должность, с 2005 года занимал пост заместителя директора ФСБ. В органах госбезопасности Буравлев работал с 1971 года.
На заседаниях выступали Андрей Крутских (специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности); генерал-майор Игорь Дылевский (замначальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации); Алексей Солдатов (председатель Совета Фонда развития Интернет); Михаил Якушев (вице-президент ICANN — «Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами» по Восточной Европе и Средней Азии); Владислав Гасумянов (вице-президент и руководитель Блока корпоративной защиты «Норильского никеля»).
Все они — люди из спецслужб. Например, Владислав Иванович Гасумянов (1959 гр.) из Норникеля— выпускник Высших курсов КГБ, в 1982-2001 годах служил в КГБ, СВР и ФСБ. С 2009 по 2012 годы был заместителем начальника управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. По непроверенным данным — полковник или даже генерал ФСБ.
В апреле 2017 года в Гармиш-Партенкирхене состоялся одиннадцатый форум Института проблем информационной безопасности. Сопредседатели организационного комитета — Шерстюк и Крутских.
Среди трех сопредседателей программного комитета обращает на себя внимание неизменный участник форумов, руководитель фонда «SecDev« (Канада) и сотрудник лондонского Международного института стратегических исследований Рафал Рогозински, владеющий, судя по интервью 2018 года, русским языком как родным.
Каждый год форум собирает более ста человек, но публикуются только имена организаторов и авторов докладов. Как писала газета «Коммерсант», в свое время организаторы выбрали это живописное место еще и потому, что не всем иностранным делегатам, многие из которых так или иначе связаны со спецслужбами, было бы комфортно или вообще возможно приезжать в Россию. Иными словами, трудно найти более удобное место для встреч с нынешними и будущими агентами спецслужб.
Конференции неизменно проводятся в отеле «Атлас-Постотель». В Гармиш-Партенкирхене есть еще два отеля с похожим названием — «Атлас Спортотель» и «Атлас Грандотель». Все они принадлежат мюнхенской фирме недвижимости примерно с 2009 года.
Одно «но». Среди спонсоров конференции есть московский концерн «АТЛАС», созданный еще в 1951 году «для удовлетворения потребностей в новых технических средствах службы специальной связи». Среди его нынешних заказчиков помимо администрации президента, правительства РФ все российские спецслужбы и силовые министерства.
Может быть, конечно, это случайность, что все конференции такого состава и такого уровня секретности проводятся в арендованном чужом отеле, но мне так не кажется. Тем более что о принадлежности отеля русским упоминал в разговоре с автором один из участников конференций.
В 2018 году организаторы сделали еще один трюк. Из небытия возникла с иголочки новая контора, перенявшая организацию конференций в Гармиш-Партенкирхене, — НАМИБ («Национальная ассоциация международной информационной безопасности»).
Президент прежний — генерал Владислав Шерстюк. И члены президиума с прежними, хорошо знакомыми фамилиями. XIII форум в Гармиш-Партенкирхене «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества» проходил в апреле 2019 года уже под эгидой НАМИБ.
На вопрос автора этой статьи одному из участников форума, чем, собственно, занимаются его организаторы в кулуарах, поскольку научного смысла доклады заведомо не имели, последовал ответ: «Дипломатической деятельностью». В дополнительном вопросе — какой именно дипломатией могут заниматься высшие офицеры российских спецслужб при полном отсутствии реальных партнеров для переговоров и в окружении дружественных коллег из разных стран — нужды уже не было.
Как сообщалось, на форум 2019 года прибыли более ста участников из 18 стран мира
И вот тут-то вышел, мягко говоря, конфуз. На сайте НАМИБ появился материал, озаглавленный «Россия и Германия договорились о сотрудничестве в сфере кибербезопасности» со ссылкой на сайт «Русское поле» — российский пропагандистский ресурс в Германии.
Ниже текст уточнял: «На XIII форуме по проблемам международной информационной безопасности Национальная ассоциация международной информационной безопасности (НАМИБ) и Совет по кибербезопасности Германии согласовали Меморандум о взаимопонимании». Были также опубликованы фотография подписания и сам текст меморандума.
Среди прочего в нем указывалось, что стороны готовы содействовать организации не менее двух конференций в год и начиная с 2020 года совместно проводить конференции в Гармиш-Партенкирхене. Меморандум заключается на три года и автоматически продлевается по желанию сторон.
В интервью генерала Шерстюка, посвященном закрытию конференции, прозвучала по этому поводу интересная фраза: «Сегодня, к нашей радости, в эту тему наконец-то включились наши немецкие коллеги. Потребовалось на это 12 лет. Надеемся, что с этого года они станут соучастниками всего этого дела».
Фраза означает, что до сих пор никого из влиятельных немцев завербовать не удалось и вот наконец-то повезло. Из цитаты ясно также, что Шерстюк считает своего немецкого партнера коллегой.
Имеется в виду Ханс-Вильгельм Дюнн (1978 г.р.) — региональный политик CDU из Потсдама, столицы земли Бранденбург и президент общественной организации «Совет по кибербезопасности Германии» («Cyber-Sicherheitsrat Deutschland e.V.«, CSRD). В организацию входят многие крупные немецкие предприятия, такие как «Аэробус», Коммерцбанк, «Фольксваген».
Публикация меморандума (явно не рассчитанная на внимание немецкой прессы) вызвала шок среди журналистов и политиков по многим причинам.
Название возглавляемого Дюнном общества чрезвычайно напоминает название правительственного органа — Национального совета по кибербезопасности (Nationaler Cybersicherheitsrat). При подписании меморандума Дюнн отказался от двух последних букв в названии своей организации — «е.V.», указывающих на общественный, а не правительственный ее характер.
На этот подлог обратил внимание бывший президент Федеральной разведывательной службы Германии (BND) Герхард Шиндлер в интервью передаче «Контрасты». Многим могло показаться, что генерал Шерстюк подписал меморандум с серьезным ведомством, объединяющим представителей всех федеральных министерств, а не с общественной организацией.
По словам Шиндлера, вся эта история чрезвычайно похожа на типичную стратегию оказания влияния, характерную для российской стороны, и как раз Национальный совет по кибербезопасности должен принять меры, поскольку именно информационная безопасность важна для защиты населения.
Еще один важный момент. Предшественником Дюнна на посту председателя общественного Совета по кибербезопасности Германии до 2016 года был Арне Шёнбом (Arne Schönbohm) — ныне президент Федерального ведомства по безопасности информационной техники. Такие контакты Дюнна открывали перед российскими генералами ослепительные перспективы.
Как выяснили журналисты, прочие члены организации, возглавляемой Дюнном (CSRD), о подписании меморандума от их имени оповещены не были. Это дало повод председателю Союза сотрудников уголовной полиции (BDK) Себастьяну Фидлеру потребовать ухода Дюнна с его поста под угрозой выхода BDK из CSRD.
Заодно выяснилось, что Дюнн в марте 2018 года выступал наблюдателем на выборах президента России, но не в составе миссии ОБСЕ, а по приглашению председателя Госдумы, в компании представителей разных правых пророссийских европейских партий, включая «Альтернативу для Германии» (AfD). При этом его реакция на проведение российских выборов была более чем благоприятной.
Через полгода Дюнн был наблюдателем на выборах президента в Зимбабве, но опять же не от Европейского союза, а от малоизвестной организации AFRIC (Association for Free Research and International Cooperation), с анонимным финансированием и связанной, согласно расследованию «Ди Цайт» и «Контрастов», с российскими специалистами по пропаганде.
Уже после того, как разразился скандал с меморандумом в Гармиш-Партенкирхене, 20 июня 2019 года Дюнн принимал участие в Международном конгрессе по кибербезопасности в Москве, где выступал с призывами немедленно «начать диалог вокруг международного права и кибербезопасности».
Вряд ли Дюнн будет еще долго полезен российским спецслужбам в качестве агента влияния. Они его сами уже слишком засветили. Но самое интересное в этой истории не Дюнн.
Самое интересное то, что уже 13 лет российские спецслужбы ежегодно устраивают в сердце Баварии «конференции» с участием высших чинов ФСБ, куда съезжаются их агенты со всего мира. И только сейчас немецкая пресса обратила на это внимание. Обращала ли на это внимание немецкая контрразведка (Федеральное ведомство по защите конституции), неизвестно, но никаких попыток помешать бурной деятельности ФАПСИ и ФСБ в Гармиш-Партенкирхене до сих пор не наблюдалось.
Издевательский характер названия института, возглавляемого генералом Шерстюком, и названий проводимых им форумов, в которых упоминается информационная безопасность, особенно очевиден, если знать, что «именно Москва организует ежедневные атаки на компьютерные сети Бундестага и других официальных немецких ведомств», как заявил в апреле 2017-го глава немецкого ведомства по защите конституции Ханс-Георг Маасен.
Очень хотелось бы надеяться, что конференция, на которой погорел Дюнн, станет в Германии последней.
Дмитрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ