Мартин Херем, командующий Силами обороны Эстонии, генерал-лейтенант. Мнение опубликовано на странице Мартина Херема в Facebook.
Мы должны сосредоточиться на победе Украины, потому что это первая и неизбежная цель на пути к обеспечению лучшего будущего. Во-вторых, мы должны быть готовы к очередной агрессии России против нас, наших союзников и наших ценностей, отмечает командующий Силами обороны Эстонии Мартин Херем.
Мы все ждем окончания войны между Украиной и Россией. Для прекращения этой войны Российская Федерация должна вывести свои войска с территории Украины. В том числе из Восточной Украины и Крыма. Это то, чего мы все хотим и на что надеемся.
Представим, что все так и будет. Но в каком положении мы тогда окажемся? Есть некоторые обстоятельства, которые не позволяют смотреть в будущее в слишком позитивном ракурсе. Пока отложим в сторону сценарий, когда войска физически покинули территорию Украины, но у России еще есть возможность наносить удары на расстоянии. Представим себе, что война хотя бы на какое-то время «замрет» у государственных границ 2014 года.
Во-первых, РФ официально и публично объявила большую часть Украины своей территорией. Россия неоднократно и публично заявляла об этом: «Это часть России, и мы намерены защищать ее в случае необходимости».
Трудно представить, какое оправдание даст РФ для прекращения боевых действий, когда эти территории перестанут контролироваться. Как «могущественная Россия» объяснит такое поведение своему народу и продемонстрирует его своему конкуренту — Западу? Если Россия не откажется от своих требований, а это сейчас маловероятно, то мир будет строиться на очень слабой почве.
Во-вторых, изменилось оправдание войны. Если изначально «опасную Украину» хотели денацифицировать и демилитаризовать, и в основном это было связано с украинским правительством в Киеве, то сейчас такие выражения уже не употребляются. Сейчас мы все чаще слышим о сатанистах и педофилах из НАТО или Евросоюза, против которых Россия воюет.
В-третьих, изменилось отношение к украинцам как к народу. С летних месяцев российские СМИ все чаще стали высмеивать страдания украинского народа (а не власти).
Например, политики на российском государственном телевидении обещают на Рождество отправить киевским детям ракету. В ситуации, когда миллионы украинцев остались без электричества, в новостях смеются над тем, что украинцы не умеют пользоваться генераторами или газовыми плитами и тем самым возникают пожары. С ухмылкой говорят об украинских «генераторах-убийцах». В телепередачах звучат предложения уничтожить гражданскую инфраструктуру, поскольку это вынудит жителей Украины сдаться. В противном случае они утонут в собственных фекалиях или умрут от вызванной ими эпидемии.
Гнев и ненависть между странами будут проявляться десятилетиями. Десятки тысяч российских граждан погибли от рук украинцев и при поддержке Запада. Члены семей и друзья погибших считают, что в этих потерях виноваты враги России, то есть Украина и поддержавшие ее страны Запада. Еще больше россиян лишились здоровья. Раненые солдаты будут помнить о (проигранной) войне. Гротескным образом здесь проявляется и побочный результат мобилизации: общество вовлекается в ненависть.
На фоне всего этого необходимо подчеркнуть, что в России критикуются глупые решения генералов и чиновников, а не ошибка правительства в эскалации войны 24 февраля.
Представим, что войска РФ покинули территорию Украины. При этом они будут считать, что покинули территорию, принадлежащую России, и украинцы, которые получили помощь от Запада и поддерживают упадочные западные ценности, выгнали оттуда «могучую Россию».
Сопутствующий результат — относительно большой экономический спад, изоляция, гнев близких погибших на войне, инвалиды войны и управление Киевом территорией, которую Россия объявила своей. Когда-нибудь у России может появиться желание показать свою военную мощь и взять реванш. Всем известны усилия трех стран Балтии по поддержке Украины. Большую поддержку также оказывают Польша, Великобритания и США. Но это большие страны …
Последствия войны дошли и до нас — война вызвала рост цен, экономический спад, энергетический кризис. Мы приняли украинских военных беженцев и предлагаем им льготы, которые могли бы быть направлены на повышение нашего собственного уровня жизни.
Часто звучат мнения, что более богатые страны не взяли на себя такую ношу, как мы. По мнению некоторых, мы оказали Украине большую военную поддержку, чем следовало бы, тем самым снизив нашу собственную обороноспособность в случае возможной агрессии.
Чем бы ни закончилась война РФ против Украины, агрессия России, ее ненависть и потребность в мести, а также вера в собственные силы и правоту никуда не исчезнут.
Сейчас мы должны сосредоточиться на победе Украины, потому что это первая и неизбежная цель на пути к обеспечению лучшего будущего. Во-вторых, мы должны быть готовы к следующей агрессии РФ против нас, наших союзников и наших ценностей.
Несмотря на большие потери в живой силе и технике, Россия имеет достаточный потенциал для нанесения военного удара по некоторым своим соседям. На российских складах находятся тысячи танков, боевых машин, БТР и артиллерии. Какая-то часть техники может быть в нерабочем состоянии и морально устаревшей, но из трех-четырех неисправных машин они вполне смогут собрать одну работающую.
Объявив мобилизацию, правительство России может также увеличить нагрузку и производительность соответствующих промышленных предприятий. Например, российские заводы ранее выпускали почти два миллиона единиц артиллерийских боеприпасов в год. Вероятно, они смогут удвоить объемы выпуска боеприпасов. До сих пор Россия использовала примерно 10% своих ракет С-300, которые применяются для поражения наземных целей в Украине на расстоянии 70 километров.
За десять месяцев Россия потеряла менее 10% своей авиации и еще меньше флота. Можно говорить о том, что России не хватает современных технологий, но для создания массы солдат не нужно много технологий XXI века.
Давайте представим российскую агрессию в направлении стран Балтии через несколько лет. Граница Эстонии с Россией составляет более 200 километров, а граница Латвии — менее 200 километров. Представим, что у наших границ будет сосредоточено около 1000 танков и 4000 БТР, 1000 артиллерийских систем и 100 000 солдат.
При нынешнем годовом производстве артиллерии Россия сможет выпускать более 66 000 снарядов в день на всем 400-километровом фронте.
Неважно, будет ли Эстония атакована старыми танками Т-62 или новыми Т-90 — для их уничтожения все равно понадобятся ракеты Javelin или Eurospike. То же самое относится и к солдатам противника, авиационным средствам и прочему — нам необходимо оружие, боеприпасы и возможность их применения против массы солдат противника.
Эстония должна постоянно и планомерно развивать свои военные возможности, чтобы быть готовой противостоять нападающему на нас противнику, понимая, что масса была и остается их преимуществом.
Исходя из вышеизложенного, мы не имеем права недооценивать агрессивность России и в будущем, а также нет оснований полагать, что поражение россиян в Украине положит конец угрозе для нашей страны. Не существует серебряной пули против такой угрозы. Но дать отпор можно. Хорошо подготовившись к угрозе, ее даже можно предотвратить. Во всяком случае, наши силы обороны делают для этого все возможное.
Мнение было опубликовано на странице Мартина Херема в Facebook.