Российские пропагандистские СМИ распространили интервью американского экономиста Стива Ханке информационному ресурсу Asia Times, в котором он продвигал нарратив о том, что западные санкции еще больше укрепили позиции Путина и его сторонников. Он заявил, что гуманитарные и экономические последствия санкций для России будут намного меньше, чем для всего мира, поскольку у западных союзников нет способности заменить российскую нефть и газ.
С начала полномасштабного российского вторжения в Украину Ханке ретранслировал пророссийские нарративы, выступая за отмену санкций против России.
Через таких «независимых» иностранных экспертов российская пропаганда в очередной раз пытается распространить нарратив, что антироссийские санкции бьют по странам, вводящим санкции, больше, чем якобы по самой РФ, и необходимости их снятия.
После того, как 2 июня послы стран Европейского союза утвердили шестой пакет санкций против России, прокремлевские медиа активизировали тезис, что от этого пострадает не столько Россия, сколько Запад. Вроде бы именно из-за санкций против России в странах ЕС в последние месяцы инфляция бьет рекорды, заметно подорожали зерновые и растительное масло, а санкции, введенные Европейским союзом в рамках шестого пакета, могут привести к «ценовому шоку», увеличению процентных ставок и падению покупательной способности населения.
Если бы ограничительные политические и экономические меры в отношении России не разрушали ее экономику, то Путину не приходилось бы постоянно повторять, что «санкции против России во многом провоцируют глобальный кризис». В последнее время он шантажировал ЕС и США тем, что разблокирует порты в Украину для экспорта зерна после того, как будут сняты антироссийские санкции. А 4 июня придумал еще один вариант, если Украина так хочет вывезти зерно, она может это делать, но не через порты, а через Беларусь и для этого ЕС нужно будет снять санкции с Минска.
Санкции — работают. И сегодня вместо заявлений о якобы ничтожности западных санкций от топ-чиновников РФ все чаще звучат просьбы снять, по крайней мере, часть из них. И это не удивительно, ведь масштаб ограничений беспрецедентен — более 7 тысяч. И они отбросят российскую экономику на десятки лет назад.
Санкции продемонстрировали, что российская промышленность едва ли может существовать без иностранных комплектующих. К примеру, производство высокоточного вооружения. Российский автопром сократил производство на 85%. Страдают также оптовая торговля и сфера услуг. А после принятия шестого пакета санкций ЕС и введения эмбарго на нефть российская экономика будет ощущать последствия еще не один десяток лет. Поэтому снятие санкций сделает Путина сильнее в долгосрочной перспективе.
Российская пропаганда уже не в первый раз пытается продвигать свои нарративы через так называемых западных экспертов и европейских политиков.
Так, Россия использовала хорватского депутата Европарламента Мислава Колакушича для распространения кремлевского месседжа о том, что «введенные против России санкции не остановят войну в Украине». Выступая в Европарламенте в начале июня, он заявил, что если Евросоюз действительно не хочет финансировать войну, то должен ввести санкции также и против США, поставляющих оружие Украине.
Такой месседж выгоден российской пропаганде для того, чтобы дискредитировать союзников Украины в этой войне, мол, санкций, которые вводят страны ЕС недостаточно, чтобы ее остановить, а США наоборот подыгрывает агрессии и делает все для того, чтобы война продолжалась дольше. На самом деле, США на правах союзника предоставляет Украине оружие для обороны своей целостности и суверенности, на которые и посягнула Россия, развязав кровавую войну.
Начав полномасштабное вторжение на территорию Украины, Россия, по сути, загнала себя в положение цугцванга, когда любой следующий ход приводит лишь к ухудшению ситуации. И то, через сколько лет российская экономика сможет вернуться на позиции до 24 февраля 2022 года, зависит лишь от того, как скоро Москва выведет свои войска из Украины.