Это впервые в истории, когда война идет на территории атомной электростанции, и впервые, когда есть прецедент ядерного терроризма.
По словам профессора, несмотря на мощные системы защиты от аварий, АЭС является объектом повышенной опасности даже в мирное время. Такие объекты не рассчитаны на ведение военных действий и не должны подвергаться нападению в соответствии с нормами международного права.
В последние недели Запорожская АЭС неоднократно подвергалась обстрелам, вызывая опасения ядерной катастрофы. А 25 августа 2022 года впервые в истории была отключена от электроэнергии. Поэтому сотрудничество с Россией в атомной энергетике является контрпродуктивным, так как на территории дружественной к Казахстану Украины РФ позволяет себе рисковать жизнью миллионов людей, чтобы реализовать свои собственные преступные планы. Напомню, что на днях 42 страны потребовали от России вывести войска с ЗАЭС и вернуть станцию под контроль украинским специалистам, — говорит эксперт.
Санкции и риски
Евген Цыбуленко считает, что строить долговременные и взаимовыгодные отношения с Россией не удастся, ведь РФ не может быть гарантом по контрактным обязательствам из-за наложенных на нее международных санкций, касающихся финансового, энергетического, транспортного, технологического сектора, а также визовой политики.
Поэтому «бункер у Путина все-таки рухнет», как сказал финский журналист Матти Посио по поводу войны в Украине и упадка в России. Он также сказал, что эра торговли с РФ наконец-то окончательно закончилась.
Финская компания Fennovoima сообщила, что расторгла контракт с «Росатомом» на строительство атомной электростанции «Ханхикиви-1», — приводит профессор Цыбуленко в качестве примера ситуацию с ухудшением экономических отношений России с Финляндией. — Такое сообщение появилось на сайте компании в начале мая 2022 года. Контракт на строительство станции был подписан в 2013 году. Саму станцию должны были построить в районе Пюхяеки.
Вместе с контрактом на строительство АЭС был заключен 10-летний топливный контракт для будущей станции с ТВЭЛом на 450 млн евро. В своем решении Fennovoima ссылается на то, что в последние годы наблюдались значительные задержки в реализации проекта, а военное вторжение России в Украину усилило риски и лишило РФ инвестиционной привлекательности не только в Европе, но и почти во всем мире.
По мнению Евгена Цыбуленко, у Казахстана со временем могут усилиться репутационные риски, что создаст дополнительные угрозы для казахстанской политической и бизнес-элиты с точки зрения включения части ее представителей в западные санкционные списки.
Россия под нынешними санкциями не в состоянии что-то строить, так как масса вспомогательного оборудования и приборов под санкциями. Значительная часть комплектующих для российских АЭС поставляется из-за рубежа, что в условиях западных санкций может в любой момент нарушить цепочку поставок.
И наконец, заказчику, то есть Казахстану, придется иметь дело с российскими банками, обслуживающими «Росатом», что также весьма непросто в условиях санкций. Поэтому сотрудничество с Россией в данный момент чревато санкциями.
Купив реактор, Казахстан покупает всю технологию топлива, и поскольку он не обладает технологией производства топлива, а только небольшим участком в этой цепочке, конечно, будет привязан к поставщику топлива.
В случае российского поставщика Казахстан будет точно привязан к «Росатому», к его технологии производства топливных стержней. Соответственно, это имеет огромное политическое значение, потому что это станет мощнейшим рычагом давления, — резюмировал эксперт.