Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что с февраля 2022 года страны Евросоюза значительно сократили зависимость от российского газа. С таким заявлением она выступила на заседании Европейского парламента в Страсбурге.
Одновременно Урсула фон дер Ляйен резко осудила российские атаки на гражданскую инфраструктуру Украины, в особенности на энергетические объекты, назвав их военными преступлениями. Отключение украинских мирных жителей от воды, электричества и отопления в преддверии зимнего сезона является «актом чистейшего террора», подчеркнула она.
Российские силы с 10 октября резко усилили обстрелы украинских объектов критической инфраструктуры. Власти Украины заявляют, что эти нападения осуществляются с помощью иранских дронов-камикадзе. Президент Украины Владимир Зеленский 18 октября заявил, что за неделю уничтожены 30% украинских электростанций. По его словам, это привело к массовым отключениям электроэнергии по всей стране.
Возобновляемые источники энергии позволили ЕС избежать импорта ископаемого газа на 99 млрд евро с начала войны в Украине, что на 11 миллиардов евро больше, чем в прошлом, благодаря рекордному росту ветровой и солнечной энергии.
Об этом свидетельствует исследование, проведённое аналитическими центрами E3G и Ember, сообщает издание Euractiv.
Согласно данным, с марта 2022 года солнечная и ветровая энергетика произвели четверть электроэнергии в ЕС, что позволило избежать импорта 70 млрд кубометров газа.
В свою очередь, это также помогло смягчить сокращение производства гидроэлектроэнергии, вызванное засухами, и снижение производства атомной энергии, вызванное техническим обслуживанием и серией отказов французского атомного сектора.
«Ветер и солнечная энергия уже помогают европейским гражданам. Но будущий потенциал еще больше», — сказал Крис Росслоу, старший аналитик Ember.
Согласно исследованию организаций Ember и E3G, с начала войны в Украине ЕС выработал больше электроэнергии из ветра и солнца, чем когда-либо прежде.
В прошлом году этот показатель составлял 21% за указанный период по сравнению с 24% в этом году. В общей сложности 345 тераватт-часов поступило из двух возобновляемых источников — увеличение на 39 тераватт-часов по сравнению с 2021 годом.
По данным аналитиков, всего 19 стран ЕС достигли рекордов в производстве электроэнергии с помощью двух возобновляемых источников энергии — среди них Франция, Италия, Польша и Испания.
За последние два года 19 европейских правительств увеличили амбиции своей стратегии декарбонизации, причем некоторые из них планируют производить почти всю электроэнергию из возобновляемых источников к 2030 году.
Согласно отчету, несмотря на облачные цены, 20% электроэнергии в ЕС производилось из природного газа в период с марта по сентябрь 2022 года, что составляет 82 млрд евро. Рекордное производство сэкономило ЕС около 11 миллиардов евро на закупках газа.
Цены наземной ветровой и солнечной энергии за последние 5 лет снизились на 40% и 55% соответственно
По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии IRENA, с 2010 по 2020 год стоимость электроэнергии от солнечных фотоэлектрических систем общего назначения снизилась на 85%, от систем концентрированной солнечной энергии (CSP) — на 68%, от наземных ветряных турбин — на 56%, от офшорных — на 48%.
Аналитики Ember и E3G предостерегают от вредных последствий продолжения инвестиций в газовую инфраструктуру, говоря, что прошлая политика ЕС ответственна за увеличение газовой зависимости.
На этом фоне Германия отложила отказ от атомной энергетики. В условиях острого энергетического кризиса три оставшихся в стране энергоблока АЭС, которые действующий закон предписывает отключить к 31 декабря 2022 года, продолжат работу всю зиму, но самое позднее 15 апреля 2023 года будут окончательно выведены из эксплуатации.
Принятое парламентом ФРГ в 2011 году под впечатлением аварии на японской АЭС в Фукусиме решение к концу 2022 года полностью отказаться от атомной энергетики, до самого последнего времени считалось в Германии абсолютно незыблемым. Однако разразившийся на фоне войны в Украине энергетический кризис привел к резкому удорожанию электроэнергии и к опасениям перебоев в энергоснабжении. Поэтому все чаще стал звучать вопрос, может ли страна с высокоразвитой и энергоемкой индустрией в такой ситуации позволить себе отказываться от каких бы то ни было генерирующих мощностей, пусть и не самых крупных и важных.
Середина апреля выбрана не столько потому, что к этому времени самый трудный зимний период с возможными холодами и проблемами в энергоснабжении пройдет. На эти три с половиной дополнительных месяца действующим АЭС, в принципе, должно хватить имеющегося ядерного топлива (один из энергоблоков, видимо, обеспечен только до начала марта), а вот их дальнейшая эксплуатация потребовала бы закупку новых партий.
Летом Урсула фон Ляйен заявляла: «Сейчас ЕС в рамках инициативы REPowerEU выделит 300 миллиардов евро инвестиций, чтобы осуществить зелёный переход и завершить эру русского ископаемого топлива в Европе», — добавив, что это необходимо, «чтобы исключить возможности для энергетического шантажа со стороны России и полностью отказаться» от ископаемого топлива РФ.
Однако также было замечено, что Евросоюз не должен попасть в жёсткую зависимость от Китая, который контролирует добычу трети всех редкоземельных элементов, необходимых для развития зелёной энергетики.
«Не самая лучшая новость заключается в том, что одна страна доминирует в поставках [на мировой рынок] редкоземельных элементов, необходимых для развития альтернативной энергетики. Из 30 критически важных ископаемых 10 поставляются в основном Китаем. Поэтому мы должны не допустить попадания ЕС в аналогичную зависимость, как это произошло с нефтью и газом», — отметила председатель Европейской комиссии, призвав развивать отношения с «дружественными странами, думающими как ЕС».
Открыв энергетический фронт и спровоцировав крупнейший за несколько десятилетий кризис, Путин рассчитывал, что зимой Европа замерзнет. Однако он не учел одного: переход к возобновляемым источникам энергии в странах ЕС и в США стал прочным трендом задолго до украинской войны. Он объясняется не только экологическими, но и экономическими соображениями. Переходить на биотопливо, ветер и солнце (а в перспективе и на «зеленый» водород) все дешевле и удобнее. А энергетический шантаж России только ускорил этот процесс. И хотя полный переход к возобновляемым источникам должен завершиться только в 2050 году, уже через несколько лет их доля в ЕС удвоится и составит примерно половину всего потребления энергии. В итоге, желая доказать Европе, что она не способна выживать без российских нефти и газа, Путин, напротив, окончательно убедил европейцев слезть с углеводородной иглы.