Российские медиа и представители власти пытаются легитимизировать вопрос проведения так называемых референдумов на временно захваченных украинских территориях. Для этого росмедиа тиражируют цитату спикера президента России Дмитрия Пескова о том, что инициатива по проведению референдумов якобы принадлежит самим украинцам – гражданам южных регионов Украины.
Песков призвал Зеленского не спрашивать РФ о референдумах на освобожденных территориях Украины Проведение референдумов о вступлении освобожденных территорий Украины в состав России — стремления местных жителей. Поэтому президенту Украины Владимиру Зеленскому не пристало спрашивать представителей РФ о грядущих мероприятиях. Такое заявление сделал пресс-секретарь главы России Дмитрий Песков. Его слова процитировал ТАСС. «Дело в том, что это планы у жителей регионов. Это же не мы проводим референдум», — сказал он. Таким образом Песков ответил на вопрос о недавних словах Зеленского. Накануне тот заявил, что проведение референдумов на этих территориях о присоединении к РФ будет означать конец переговоров с Россией. По мнению Пескова, необходимо выяснить, кому именно предназначались слова Зеленского. Пресс-секретарь российского лидера отметил, что граждане и правительство РФ в данном контексте являются неверным адресатом. «Нужно обращаться к своим гражданам и спрашивать, почему среди них очень много тех, кто не хочет жить в его стране», — заявил он.
На самом деле
Это очередное фейковое и манипуляционное заявление российских представителей власти. Таким образом, Песков снимает с себя ответственность и утверждает, что Кремль якобы не имеет никакого отношения к референдуму о присоединении к России и это якобы граждане Украины сами определяют свое будущее с помощью голосования на захваченных армией-оккупантом украинских территориях.
Но эти дезинформационные заявления российской стороны, что украинские граждане якобы сами хотят провести референдумы не могут быть правдой и разбиваются среди юридических фактов. Во-первых, проведение каких-либо референдумов под дулами российских автоматов не может считаться добровольным волеизъявлением. Во-вторых, любые фейковые референдумы на временно оккупированных украинских территориях юридически не имеют никаких правовых последствий. В условиях военного времени в Украине запрещено проводить какие-либо выборы органов власти, вносить изменения в законодательство или Конституцию, а также проводить референдумы.
Кроме того, согласно действующему Закону Украины «О всеукраинском референдуме» всенародное голосование провозглашается по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины. Назначить проведение референдума по изменению территории государства может исключительно Верховная Рада. Контролируют законность процессов и формулирование вопросов, предусматриваемых для вынесения на общий референдум, целый ряд украинских государственных органов, среди которых Конституционный суд и Центральная избирательная комиссия. Только после прохождения необходимых процедур порядок назначения всеукраинского референдума по изменению территории Украины направляется на рассмотрение Президента Украины. В случае утверждения порядка Президентом объявляется всеукраинский референдум и назначается дата его проведения. Только после прохождения этих процедур проведение референдума по вопросу изменения территории Украины может считаться обоснованным и законным.
Стоит отметить, что согласно решению Центральной избирательной комиссии Украины на временно оккупированных Россией украинских территориях не функционируют никакие субъекты Центральной избирательной комиссии, доступ к Государственному реестру избирателей Украины закрыт с начала широкомасштабного вторжения России в Украину. Поэтому ни одно голосование на захваченных территориях проводиться не может.
Все попытки России легализовать свой контроль над частью территории Украины и провести свои якобы народные референдумы — юридический фарс, который категорически не соответствует украинскому законодательству. Кроме того, действия оккупанта – грубое нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, а также ряда международных норм. Правовые демократические государства никогда не признают результаты такого российского референдума на оккупированных украинских территориях.