«Российские прокремлевские СМИ ведут значительную кампанию дезинформации, чтобы обострить пандемический кризис коронавируса в западных странах, подорвав доверие к экстренному реагированию, утверждается во внутреннем докладе ЕС, — пишет сегодня Financial Times. — Эти усилия направлены на то, чтобы разжечь смятение, панику и страх и помешать людям получать достоверную информацию об инфекции в рамках более широкой стратегии подрыва европейских обществ изнутри, говорится в анализе европейской дипломатической службы».
Девятистраничный доклад, датированный 16 марта, с которым ознакомилась Financial Times, описывает широкий спектр попыток использовать на международном уровне пандемию Covid-19 путем распространения неправдоподобных нарративов. В нем говорится, что эффективность проверок, введенных платформами социальных сетей в отношении контента о коронавирусе, до сих пор неясна.
«Значительная кампания по дезинформации со стороны российских государственных и прокремлевских СМИ о COVID-19 продолжается, — говорится в анализе отдела стратегических коммуникаций Европейской службы внешнеполитической деятельности. — Главной целью дезинформации Кремля является обострение кризиса общественного здравоохранения в западных странах, в частности, путем подрыва доверия общественности к национальным системам здравоохранения, тем самым создавая препятствия для эффективной реакции на вспышку».
В докладе указыватся, что с 22 января ЕС зафиксировал почти 80 случаев в своей базе данных о дезинформации, связанной с пандемией коронавируса. В нем отмечается, что связанные с российским государством фейковые личности и аккаунты, которые ранее публиковали информацию на темы, включающие Сирию и протесты «желтых жилетов» во Франции, переключились на распространение дезинформации о коронавирусе на английском, испанском, итальянском, немецком и французском языках онлайн.
В прокремлевском контенте периодически продвигается идея о том, что коронавирус — это «человеческое творение, превращенное Западом в оружие», говорится в докладе. Сообщения, нацеленные на Италию, направлены на то, чтобы усилить опасения по поводу способности национальных и международных властей управлять вспышкой, в то время как сообщения на испанском языке распространяют апокалиптические истории, обвиняют капиталистов в попытках нажиться на вирусе и подчеркивают, насколько хорошо Россия и Путин справляются со вспышкой.
В отчете говорится, что с 1 января по 12 марта в Facebook, Twitter и Reddit было зарегистрировало более 6,8 млн перепостов посвященного коронавирусу контента RT Spanish (…) и что это сделало его 12-м по популярности источником, который опередил некоторые крупные западные СМИ. «RT всегда отрицала, что распространяет дезинформацию», — подчеркивается в статье.
Прокремлевская стратегия освещения пандемии заключается в использовании десятков различных и зачастую противоречивых нарративов, которые распространяются через официальные каналы, а также через интернет и через социальные сети, утверждается в европейском анализе.
«Эта кампания призвана усугубить смятение, панику и страх, а также помешать людям получать доступ к надежной информации о вирусе и положениях, касающихся общественной безопасности», — говорится в документе ЕС и указывается, что имеются свидетельства, согласно которым прокремлевские источники часто сами не являются авторами дезинформации, а усиливают ложные или неподкрепленные сообщения из других источников.
«Эти усилия соответствуют более широкой стратегии Кремля, нацеленной на попытки подорвать европейские общества изнутри, используя их уязвимости и разногласия», — подчеркивается в докладе.
Европейская служба внешнеполитической деятельности отказалась прокомментировать этот документ. Она заявила, что активизировала свой мониторинг и выявление потоков дезинформации, связанной с пандемией, и тесно сотрудничает с международными партнерами, в том числе с НАТО и ведущими экономиками G7.
Россия регулярно опровергает предыдущие заявления западных правительств и разведывательных агентств об использовании кампаний дезинформации и формирования общественного мнения, особенно в связи с избранием в США президента Дональда Трампа в 2016 году, напоминает Financial Times.