Антипрогрессоры на Кипре

Я родился и вырос на окраине Донбасса. В юности пожил и в рабочих общагах города Донецка. Годами жил, общался, пил водку с местной гопотой. Был такой период в моей биографии.

Несколько лет назад случайно наткнулся в Youtube на кем-то выложенный телефонный разговор двух послов Российской Федерации в каких-то африканских странах. Прослушал его. Прослушал, и как будто снова оказался в донецкой подворотне. Это был типичный «конкретный базар» двух «конкретных пацанов». Я слушал и поражался.

Поражался тому, как эти «пацаны», с их пещерными мировоззрением, мировосприятием, кругозором, оказались послами России. Даже восхитился их фантастическими карьерными успехами. Горько восхитился. А после увидел и услышал знаменитое «дебилы, бл*ть», министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. И подумал: а чего это я, собственно, поражаюсь и удивляюсь? Чему можно ещё удивляться и чего ждать после знакомства с путинской биографией, после путинского «замочим в сортире»? Трогательное и показательное мировоззренческое и стилистическое единство. 

Впрочем, каков поп…

Русскоязычная диаспора из стран бывшего СССР на Кипре составляет несколько десятков тысяч человек и продолжает увеличиваться. Мы осваиваемся здесь, обрастаем связями, ощущаем себя всё увереннее. Мы настолько уже чувствуем себя здесь по-свойски, по-хозяйски, что всё активнее и настырнее начинаем лезть в местную политику.

Но вот вопрос: с чем мы лезем в политику Республики Кипр? Что мы можем дать стране, в которую переехали, и что несём её коренным гражданам?

Я — противник огульных обобщений. Но меня не может не тревожить то, что я слышу и вижу. 

Многие из нас, очень многие с презрительной снисходительностью относятся к коренным жителям Кипра. Справедливо возмущаются некоторыми недостатками их национального характера, их общественного и государственного устройства. Но! Издевательски и намеренно раздувают их, безмерно преувеличивают, тем самым оправдывая своё высокомерное к ним отношение, тем самым возвышая себя за их счёт. Возвышая — совершенно безосновательно.

Очень многие из нас резко отрицательно относятся к иммигрантам из стран Восточной Европы, да и ко всем вообще иммигрантам, забывая, что сами такие же иммигранты. Относятся свысока и мечтают об их выдворении.

Очень многие из нас не любят, а то и просто ненавидят здешних англичан и прочих западноевропейцев. Очень мешают они многим из нас, раздражают. Не дают нам своим присутствием здесь развернуться так, как нам бы хотелось. Не дают нам здесь, на Кипре, быть самими собой. Не можем мы в полной мере ощутить себя здесь при них безраздельными и монопольными хозяевами. 

Повторюсь, к киприотам, к местным жителям многие из нас психологически относятся как колонизаторы к аборигенам. То есть не воспринимают их всерьёз. А к англичанам — отношение как к серьёзному сопернику, равному конкуренту. Явно здесь не без комплекса неполноценности по отношению к ним.

Удивительная логическая нелепость. Я знаю немало своих земляков, гордящихся тем, что они  родом из СССР! Гордящихся своим «самым лучшим в мире образованием», своим «интернационализмом», то есть любовью к ближнему и дальнему. И при этом, так или иначе, ненавидящих всех «не наших». Да и многих «наших» — тоже ненавидящих. Поводы — разные. Иммигранты с Кавказа презрительно относятся к «русским проституткам», иммигранты из России — свысока смотрят на иммигрантов из Молдавии и Украины. И так далее.

Не нужно лгать самим себе. Мы приехали из государств, где системная, тотальная коррупция — норма, само собой разумеющееся. Очень многие из нас приехали оттуда, где демократией, разделением ветвей власти, независимостью СМИ, активностью гражданского общества, соблюдением элементарной законности, терпимостью — и не пахнет. Так что мы так высокомерно, по-колонизаторски себя ведя, несём благополучной новой родине? Клановую, племенную нетерпимость? Ксенофобию, тлеющую в нас? Презрение к законам? Сращивание криминала и власти? Вот это всё дерьмо, от которого мы уехали?

Нам всем, земляки, стоило бы над этим очень серьёзно подумать. Прежде чем лезть со своим бандитским уставом в кипрский монастырь. 

Леонид ГРИГОРЬЕВ