Международная помощь во время природных и техногенных катастроф является обычной практикой. Она демонстрирует солидарность стран и призвана реально помогать жертвам катастроф преодолевать бедствие. Но она также может быть использована в качестве инструмента для демонстрации власти, богатства и передовых технологий страной, предоставляющей эту помощь.
Исследователь фонда «Свободная Россия” Алиса Волкова рассказывает, как Россия и Китай действуют в Сербии.
Россия часто помогает нуждающимся странам, и это как раз обычно выглядит как демонстрация силы, а не как реальная помощь, так как она предоставляется в виде армии и не всегда так полезна, как должна быть. Более того, Россия помогает другим странам, независимо от ситуации на своей территории. Медицинская инфраструктура в российских регионах явно не готова эффективно бороться с вирусом COVID-19, тем не менее российская помощь отправляется в США, Италию, Сербию и другие страны.
Третьего и четвертого апреля в Сербию из России прибыли 11 самолетов с 87 военнослужащими, включая военных медиков, специальную технику и военный транспорт для дезинфекции, чтобы противостоять распространению коронавируса. Объем помощи семимиллионной Сербии немного меньше, чем помощь, доставленная в Италию, страну с населением около 60 миллионов человек. Такие действия дают основания пророссийским силам в Сербии рассказывать, насколько важна Сербия для России. В своем твиттере президент Сербии Александр Вучич выразительно поблагодарил Путина за помощь: «Очень хороший разговор с президентом России Владимиром Путиным. Значительная помощь прибудут в Сербию в знак подтверждения нашей дружбы. Спасибо Владимиру Путину и русскому народу!»
Суть помощи такая же, как и в Италии. «Мне кажется, это тот же пакет, что и для Италии, и он требует нашей полной признательности России, потому что она демонстрирует степеньзаботы о Сербии, когда им самим нелегко», – сказал президент Сербии Александр Вучич. Зная теперь, что помощь для Италии была не очень полезна, можно догадаться, что помощь для Сербии также является скорее символическим жестом. Российское оборудование предназначено не для коронавируса, а для борьбы с химическими атаками.
Кстати, Россия не единственная страна, которая хочет продемонстрировать свое богатство, технологии и мощь. Китай также активно помогает другим странам в их борьбе против COVID-19. 21 марта китайская медицинская команда прибыла в Сербию, чтобы присоединиться к борьбе с вирусом. Они привезли шесть медицинских работников, вентиляторы, медицинские маски, тестовые наборы и другие предметы медицинского назначения. Кроме того, Китай сделал пожертвование Сербии для создания лабораторий для тестирования на коронавирус. Две лаборатории в Белграде и Нише должны быть готовы к середине апреля.
Для правительства Сербии помощь России и Китая политически и экономически полезна. Димитр Бечев, директора Института европейской политики, считает что, правительство Сербии использует российскую и китайскую помощь для выставления условий и получения финансовой и политической поддержкой со стороны ЕС. Напуганный возможностью попадания Сербии под влияние этих гигантских недемократических государств, ЕС, вероятно, выделит дополнительную помощь Сербии за ее лояльность по отношению к «европейской семье».
Это подтверждается тем фактом, что после получения помощи от Китая в конце марта ЕС объявил о поддержке Сербии в размере 93 миллионов евро. Позже, в ожидании помощи России, президент Вучич вел переговоры о дополнительной помощи от Франции с Эммануилом Макроном.
Расположенная на пути из Азии в Европу, Сербия является привлекательной целью для России и Китая. Будучи частью китайской инициативы «Один пояс и дорога», Сербия получила от Китая прямые инвестиции в размере 4 миллиардов долларов и еще 5 миллиардов долларов за счет кредитов и инфраструктурных проектов. Страны также углубили сотрудничество в области безопасности и договорились о технологическом партнерстве с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei.
Влияние России в Сербии традиционно сильно. Россия доминирует в энергетическом секторе Сербии и пытается еще больше укрепить свои позиции в регионе. 80% природного газа и 70% сырой нефти, импортируемой в Сербию, поступает из России. «Газпром Нефти» принадлежит 56,15% перерабатывающего комплекса NIS, крупнейшей нефтегазовой компании в Сербии. Планируется, что одна часть газопровода «Турецкий поток» пройдет через территорию Сербии, поэтому Кремлю необходима долгосрочная политическая поддержка сербских властей.
В борьбе за эту поддержку Кремль пытается замедлить или даже остановить сербскую интеграцию в ЕС и не допустить влияния НАТО на нее. Для этого Россия углубляет двусторонние военные отношения, проводя совместные учения, продает военную технику сербской армии, поддерживает пророссийских политиков и дезинформационные кампании. Средства массовой информации, финансируемые российскими источниками, распространяют созданные Кремлем истории и подрывают европейские ценности.
Тем не менее, этот конкурс за влияние может быть выгодным для Сербии. Понимая свое ситуативное значение, правительство Сербии пытается балансировать и получать выгоды от всех трех сторон: России, Китая и ЕС одновременно, восхваляя Путина, готовясь к вступлению в ЕС и впуская китайские инвестиции.