На днях жители Болгарии узнали, что 20 апреля 2016 года в стране едва не произошла попытка переворота. Согласно подготовленному военной разведкой России плану члены двух военизированных организаций, «Васил Левски» и «Шипка», всего более семисот человек, должны были устроить беспорядки у парламента, начать стрельбу и попытаться захватить власть. Проведение операции якобы поддерживалось Русской православной церковью, — пишет Радио Свобода.
Провалилась она из-за превентивного ареста сотен участников военизированных формирований, из которых до Софии смогли добраться только три десятка. Задержан был и организатор операции Владимир Русев, известный под псевдонимом «Вальтер Калашников».
Эту ошеломляющую для широкой публики новость огласил исполнительный директор известной расследовательской группы Bellingcat Христо Грозев в ходе состоявшейся в Народном собрании Болгарии дискуссии «Влияние дезинформации в условиях геополитических кризисов». Он присоединился к ней посредством заранее записанного видеосообщения: после объявления Грозева в розыск российским МВД появляться на родине он отказывается. «Боюсь того, что в русском языке называют «эксцессом исполнителя» – что кто-то решит оказать услугу Кремлю, убив или похитив меня». Мало того, одна из парламентских партий, прокремлёвское «Возрождение», предложила выдать меня России», – заявил Грозев.
Как известно, Bellingcat провёл расследования подрывных операций российской военной разведки за рубежом, в том числе в Болгарии. Речь шла о причастности группы, замешанной также в отравлении Сергея и Юлии Скрипаль в Великобритании, к более ранним попыткам убрать болгарского оружейника Емельяна Гебрева за поставки оружия на Украину. С деятельностью российских агентов были связаны и взрывы на болгарских оружейных складах. По мнению Грозева, риск новых диверсионных действий против военной промышленности Болгарии со стороны России сохраняется и сейчас. Однако речь на упомянутой дискуссии больше шла о политике дезинформации, готовящей почву для политических перемен в Болгарии, выгодных Кремлю, – наиболее брутальной и решительной попыткой добиться их и была сорванная попытка переворота.
С помощью «четырехтысячников»
Начиная с 2014–2015 годов, как показывают исследования Bellingcat, болгарские печатные издания и телеканалы, контролируемые олигархами, которые имели экономические связи с Россией, транслировали российский нарратив относительно происходящего в Крыму и Донбассе. К февралю 2022 года среди значительной части населения уже сформировалась либо чисто пророссийская, либо эмоционально отстраненная точка зрения, носитель которой придерживается позиции «невиновных нет». Подавляющее большинство населения не имеет реального представления о том, что Россия уже более десяти лет ведет диверсионные действия на территории Болгарии. Если бы эта информация стала реальной частью информационной повестки дня, большая часть общества могла бы уже давно сформировать собственный взгляд на роль России и гораздо более критично относиться к сообщениям Кремля сегодня, отмечали участники дискуссии.
По сведениям того же Bellingcat, цена «свободного слова» в Болгарии невысока – российские источники платят болгарским журналистам и редакциям от 150 до 300 евро за публикацию нужного материала. Действуют они через посредников; среди них была выявлена такая экзотическая фигура, как гражданин Северной Македонии Дарко Тодоровски, который живёт в Москве и учится в доктурантуре Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Он является также автором агрессивно пророссийского сайта pogled.info.
Летом прошлого года наделало шуму заявление главы канцелярии тогдашнего премьера Кирила Петкова Лены Бориславовой о том, что некоторые инфлюенсеры из числа общественных и политических деятелей Болгарии получают из России на цели пропаганды по 4 тысячи левов (около 2 тысяч евро) в месяц (примерно втрое больше зарплаты высококвалифицированных работников. – РС). Теперь их иронически называют здесь «четырёхтысячниками».
Россия применила практически все инструменты для распространения дезинформации в Болгарии
Кремль, отметил в ходе дискуссии в парламенте бывший министр по делам электронного правительства Божидар Боянов, финансирует анонимные сайты фальшивых новостей, контент которых затем многократно воспроизводится в фейсбуке. Нельзя завоевать институты, не завоевав СМИ – в России это знают, сказал Тодор Галев из софийского Центра изучения демократии. В Болгарии умело применяются российские гибридные атаки. У нас низкие журналистские стандарты и медиаграмотность, робкое выполнение рекомендованных Евросоюзом ограничительных мер со стороны национального Совета по электронным СМИ. «Россия применила практически все инструменты для распространения дезинформации в Болгарии. Единственное, что не было использовано, – это «зеленые человечки», – считает эксперт.
Один из самых авторитетных аналитиков Иван Крастев, председатель Центра либеральных стратегий в Софии, считает, что проблема не в пророссийских настроениях в Болгарии. Когда Россия предложила Болгарии тысячу стипендий для обучения в российских университетах, не нашлось людей, чтобы их заполнить. Для значительного большинства болгар Россия не является образцом для подражания. Пророссийские взгляды подпитываются более общим разочарованием и недовольством Брюсселем и Вашингтоном, недостаточно успешными реформами последних тридцати лет, говорит Крастев. Существуют очень сложные комбинации евроскептицизма, национализма, антизападных настроений, негативного отношения к элитам в Болгарии и в Восточной Европе в целом.
Президент против стабильности?
Расследовательские источники указывают и на другой фактор: сотни осевших в Болгарии россиян, в том числе путём приобретения права на постоянное проживание в обмен на инвестиции. Эти люди имеют определенное влияние в болгарских общественных и экономических кругах. Роль этого фактора усиливается по мере того, как президент Румен Радев, заслуживший репутацию пророссийского политика (парламентские партии, проголосовавшие за предоставление военной помощи Украине, он назвал «разжигателями войны»), по сути стимулирует неспособность создать коалиционное правительство уже в течение почти двух лет. Череда повторяющихся досрочных парламентских выборов позволила Радеву войти во вкус прямого президентского правления через назначаемые им «технические» кабинеты министров.
Переговоры Румена Радева и Владимира Путина в Петербурге в 2019 году
«Интерес Радева заключается в том, чтобы в Болгарии не было регулярного правительства, – отмечает аналитик Пламен Асенов, – потому что оно могло бы завершить процесс вступления Болгарии в Шенген или в еврозону. Или даже и то, и другое, а это было бы убийственно для российских интересов. Еврозона сделает чрезвычайно трудным для России коррумпировать всё и вся, затруднит накопление и отмывание грязных денег, прояснит вопросы о том, действительно ли Болгария соблюдает европейские санкции против России».
«Бессрочное президентское правление в Болгарии под диктатом Кремля – это сценарий посткоммунистической промосковской олигархии, – предупреждает другой обозреватель, Момчил Дойчев. – С 2013 года режим Путина ведет полномасштабную, хотя и невидимую, гибридную войну против Болгарии – с помощью ряда новых политических проектов, с олигархическим контролем над СМИ, с влиянием на исполнительную, законодательную и судебную власть, с контролем над силовыми, правоохранительными и энергетическими институтами, с многочисленными агентами, расположенными по всей системе государственного управления. И все, кто понимает, что происходит, беспомощно смотрят на этот мафиозный заговор».
С 2013 года режим Путина ведет полномасштабную, хотя и невидимую, гибридную войну против Болгарии
Российскому лобби удаётся многое: например, только почти год спустя после начала войны, в первые дни января, прокуратура Софии поручила Государственному агентству национальной безопасности (ДАНС) проверить, владеют ли находящиеся под санкциями российские граждане недвижимостью в Болгарии. Расследование проводится в связи с «распространенной в ряде различных болгарских СМИ информацией о том, что граждане Российской Федерации, включенные в различные санкционные списки Европейского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании, приобрели многочисленные объекты недвижимости на территории страны». В апреле прошлого года болгарский расследовательский ресурс BIRD сообщал , что такие известные российские личности, как Сергей Чемезов, Максим Топилин, Владимир Плигин и Алексей Чепа, через родственников и офшорные компании владеют недвижимостью на болгарском побережье Черного моря. Все четверо находятся в санкционных списках ЕС, а некоторые также под санкциями Великобритании и США. Характерно, что в Болгарии до сих пор нет законодательства, регулирующего порядок применения местными властями западных санкций, введенных против российских граждан и компаний.
Помощь Украине – но тайная
В заключение приведём поразительный эпизод информационной войны внутри Болгарии: в первые недели вторжения российских войск в Украину «самая бедная страна Евросоюза», как её назвало немецкое издание Die Welt, тайно поставляла Украине боеприпасы советского производства и дизельное топливо для военной техники. Об этом не должны были знать прокремлёвские элементы тогдашней администрации. Die Welt собрала воедино картину того, как Болгария вмешалась в ситуацию на критическом этапе боевых действий в прошлом году.
Около трети боеприпасов, необходимых украинской армии на начальном этапе войны, поступило из Болгарии
Кирилу Петкову, который в начале войны был премьер-министром Болгарии и пытался повернуть страну в более западном направлении, пришлось столкнуться с противодействием со стороны прокремлевских политиков, в том числе среди его партнеров по коалиции – социалистов. Он даже был вынужден уволить собственного министра обороны за то, что тот придерживался российской версии целей войны.
На публике Петков старался как можно меньше говорить о возможном участии Болгарии в вооружении Украины. Люди премьера, избегая межправительственных сделок, использовали посреднические компании в стране и за рубежом, чтобы открыть маршруты поставок по воздуху и земле через Румынию, Венгрию и Польшу. «По нашим оценкам, около трети боеприпасов, необходимых украинской армии на начальном этапе войны, поступило из Болгарии», – сказал Петков в интервью Die Welt. Не менее секретным было и то, что дизельное топливо, которое Болгария поставляла в Украину, перерабатывалось из российского сырья на нефтеперерабатывающем заводе в Бургасе, который в то время принадлежал российской компании «Лукойл». «Болгария стала одним из крупнейших экспортеров дизельного топлива в Украину и временами покрывала 40 процентов ее потребностей», – сказал Die Welt бывший министр финансов Асен Васильев. Как подчёркивает Кирил Петков, одно стало необратимым: «Мы показали, что можно существовать без зависимости и страха перед Россией».