Секретные сделки, уход от налогов и тайное имущество сотен мировых лидеров, политиков, представителей элиты из более чем 90 стран стали достоянием общественности благодаря одной из крупнейших в истории утечек финансовых документов, которое получило название Pandora Papers.
Более 650 журналистов из 150 СМИ под началом Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) изучили около 12 миллионов документов, в которых фигурируют три десятка нынешних и бывших глав государств и более трех сотен чиновников.
Документы утекли из компаний, работающих на Британских Виргинских островах и Кипре, в Панаме, Белизе, Сингапуре, ОАЭ и Швейцарии.
В расследовании говорится, что Тони Блэр, бывший премьер-министр Великобритании, сэкономил более 300 тысяч фунтов стерлингов, покупая помещение для своего офиса. Семья Ильхама Алиева, президента Азербайджана, заключила незаконных сделок на более чем 400 миллионов фунтов стерлингов. Король Иордании приобрел недвижимости по всему миру более чем на 70 миллионов фунтов стерлингов. Замок за 12 миллионов долларов стал собственностью Андрея Бабиша, премьер-министра Чехии, который выступает против коррупции политиков и чиновников. Президент Украины Владимир Зеленский передал свою долю в тайной оффшорной компании непосредственно перед победой на выборах 2019 года.
Издание «Важные истории» раскрыло российскую часть досье Pandora Papers. Тайные офшоры на 22 миллиарда рублей нашли у семей главы «Ростеха» Серея Чемезова, главы «Транснефти» Николая Токарева, гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста, главы Сбербанка Германа Грефа, у близкой подруги Владимира Путины Светланы Кривоногих, сотрудников администрации президента, депутатов Госдумы и других.
О кипрской части досье рассказало британское издание The Guardian. Основанная президентом Кипра юридическая фирма Nicos Chr. Anastasiades & Partners была обвинена в сокрытии активов скандального российского сенатора и миллионера в изгнании Леонида Лебедева.
Газета The Guardian рассказала, что брокер панамской офшорной компании Alcogal подал жалобу на кипрскую юридическую фирму Nicos Chr. Anastasiades & Partners, утверждавшую, что четыре оффшорные компании, которыми она управляла, принадлежали ее сотрудникам. Однако в отчете, поданном финансовому регулятору Британских Виргинских островов 8 июня 2015 года, говорится, что брокер пришел к выводу, что это было обманом, и теперь считает истинным владельцем российского бизнесмена Лебедева.
Лебедев бежал из России в 2015 году после обвинения в сокрытии своих активов, которые он не задекларировал. Однако он отрицает все обвинения.
Юридическая фирма Nicos Chr. Anastasiades & Partners, с которой связались The Guardian и BBC, категорически отрицает предоставление брокеру ложной информации. Президент Кипра и основатель фирмы Никос Анастасиадис, сообщил журналистам,, что, хотя до своего избрания на пост президента в 2013 году он владел акциями фирмы, но не принимал активного участия в ее делах с 1997 года.
В заявлении для The Guardian Анастасиадис сказал: «Я ничего не знаю, и у меня не было возможности знать и ответить на обвинения, касающиеся ведения дел моей бывшей юридической фирмы».
Газета пишет, что предположений о том, что Анастасиадис был причастен к деятельности фирмы, нет. Однако в ответ возникает вопрос «о дальновидности президента, позволившего юридической фирме, над действиями которой он, по-видимому, не имел контроля, пользоваться его именем, в то время когда он являлся заметным политиком».
Фирма Nicos Chr. Anastasiades & Partners консультировала граждан РФ по вопросам получения кипрского гражданства по схеме гражданство Кипра за инвестиции в 2011 году, по которой состоятельные граждане получали право жить и работать в Евросоюзе. Кипрское гражданство Леониду Лебедеву было предоставлено в том же году.
Среди опубликованных файлов Pandora Papers есть документы, датированные 2015 годом, в том числе отчет о подозрительной деятельности (suspicious activity report — SAR), отправленный фирмой Alcogal финансовому регулятору Британских Виргинских островов.
В SAR, копия которого не была предоставлена юридической фирме, упоминаются четыре компании, включая Doubleday Properties, Donmark Finance и Bloomfield Finance, и утверждается: «Мы полагаем, что Леонид Лебедев является UBO [конечным бенефициарным владельцем] этих компаний».
В 2010 году юридическая фирма Анастасиадиса взяла на себя управление упомянутыми компаниями и зарегистрировала их в Alcogal. Согласно SAR Alcogal, когда его спросили о личности их владельца, юридическая фирма назвала трех бенефициаров.
Двое были сотрудниками юридической практики, а третий — сотрудником клиента фирмы и консультантом по правовым вопросам. Двое работали в офисе Nicos Chr. Anastasiades & Partners в Лимассоле. Юридический консультант работала в том же здании.
Однако в отчете Alcogal говорилось, что компания пришла к выводу, что трое лиц, названных юридической фирмой, не были «действительными UBO», и «твердо» сделали вывод, что подставные офшорные компании на самом деле принадлежали господину Лебедеву.
Nicos Chr. Anastasiades & Partners категорически отрицают правонарушения и заявляют, что не знали ни о SAR, ни о поднятых в нем проблемах. В нем говорится, что сотрудники, имена которых были названы Alcogal, никогда не были бенефициарными владельцами офшорных компаний, а действовали в качестве доверенных лиц от имени бенефициарного владельца в полном соответствии с законодательством Кипра. Юридический консультант заявила The Guardian, что она всегда была истинным бенефициарным владельцем одной из компаний.
Фирма отказалась сообщить, действовала ли она в интересах Лебедева, сославшись на конфиденциальность клиента, но заявила, что всегда вела «надлежащий учет» в соответствии с законодательством Кипра. В заявлении фирмы сказано, что Анастасиадис никогда не участвовал в повседневной деятельности компании в офисе или каком-либо взаимодействии с клиентами и делами», — говорится в сообщении.
Лебедев не дал ответа на неоднократные приглашения дать комментарий по этому поводу. Ранее он отрицал правонарушения.
В июне 2013 года, вскоре после победы на президентских выборах, Никос Анастасиадис, рассказывает издание, одолжил частный самолет Лебедева, чтобы вылететь во Францию на встречу с тогдашним президентом Франции Франсуа Олландом.
Анастасиадис сказал, что использовал самолет «бесплатно» из-за забастовки французских авиадиспетчеров, добавив, что самолет в любом случае должен был вылететь в Женеву для обслуживания. По его словам, домой он летел обычным коммерческим авиалиниями.