Засадный полк на Лазурном Берегу. Какие российские политики и олигархи до сих пор вольготно чувствуют себя во Франции

Санкции ЕС требуют консенсуса всех стран-членов, поэтому принимать их сложно, но у многих стран, в том числе Франции, есть свои санкционные инструменты — национальные черные списки. Несмотря на всю ястребиную политику Макрона, Франция до сих пор позволяет множеству российских олигархов — в том числе тесно связанных с Кремлем — владеть и пользоваться элитной недвижимостью и компаниями. The Insider выбрал несколько наиболее ярких примеров пишет The Insider.

Во время голосования на президентских выборах Владимир Путин проиграл на многих участках в Европе. Проживающие за границей россияне настроены более оппозиционно. Но, если верить официальным данным, Путину всё же удалось победить на юге Франции: результат в Вильфранш-сюр-Мере (Лазурный Берег) — чуть более 50%. При этом в Париже он проиграл (37%). Это кажется логичным: именно Лазурный Берег облюбовало немало бенефициаров режима личной власти Путина. Многие из них не попали под европейские санкции и продолжают наслаждаться мягким климатом, инвестируя коррупционные деньги из России во французские недвижимость и бизнес.

Владимир Евтушенков — поставщик Минобороны с семьей под Ниццей

Опасаясь санкций, Евтушенков в 2022 году передал свои акции во французских компаниях жене Наталье. Вместе с дочерью Татьяной через SCI Kristine, SCI Petr и SCI Umbto они владеют тремя виллами общей стоимостью около 30 млн евро. У жены Евтушенкова, как вытекает из документов фирм, есть паспорт Люксембурга, а у дочери — Великобритании.

Поселилась семья олигарха на престижном курорте Сен-Жан-Кап-Ферра. Это небольшой мыс рядом с Ниццей.

Владимир Евтушенков на совещании в Кремле

Владимир Евтушенков на совещании в Кремле

В России у Евтушенкова — крупный военный бизнес. Вместе с оборонной госкорпорацией «Ростех» олигарх владеет группой «Элемент», крупнейшим в России производителем микроэлектроники. В состав «Элемента» входит, к примеру, АО «НИИМА «Прогресс», которое обеспечивает Минобороны системами навигации. Вообще же «Элемент» снабжает электроникой сотни оборонных предприятий. По крайней мере до недавнего времени Евтушенков владел и компанией «Кронштадт», среди разработок которой — военный беспилотник «Орион».

Сулейман Керимов — сенатор от Лазурного Берега

Во Франции живет столько богатых сторонников Путина, что им, похоже, нужен свой представитель в российском парламенте. Как от других регионов России. И он уже есть, даже избирать не надо.

Сулейман Керимов — член Совета Федерации и «Единой России». Сам он находится под санкциями ЕС, но недвижимость во Франции записана на дочь.

34-летняя Гульнара Керимова через французские фирмы владеет сразу четырьмя виллами на мысе Антиб. Дочь сенатора включена в санкционные списки США и Великобритании, но не Евросоюза.

Виктор Вексельберг — во Франции насосы, в России — ракеты

В часе езды от Парижа, на автомагистрали А13, располагается здание компании Sulzer Pompes France. Она специализируется на насосном оборудовании.

Бенефициаром Sulzer Pompes France в коммерческом реестре указан российский олигарх Виктор Вексельберг. Французской фирмой он владеет через головную компанию в Швейцарии Sulzer AG. Этот концерн считается одним из ведущих мировых производителей насосов.

Путин и Вексельберг

Путин и Вексельберг

В России Вексельберг известен прежде всего в качестве совладельца алюминиевой компании «Русал», которая поставляет свою продукцию в том числе и оборонным предприятиям. Компании Вексельберга участвуют в том числе в производстве высокоточных ракет, использующихся при бомбардировке территории Украины

Дочь Приходько, сын Потанина

Дочь покойного бывшего вице-премьера России Сергея Приходько Светлана замужем за бизнесменом Иваном Садчиковым. Он, как писала «Новая газета», был в числе бенефициаров коррупционных схем вокруг Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Партнером Садчикова выступал Ростислав Зориков — зять главы корпорации Бориса Обносова. Зорикова за его бизнес с военной корпорацией Чехия внесла в свой санкционный список и арестовала его недвижимость в Праге. У Франции в аналогичной ситуации к Садчикову претензий нет.

У Садчикова есть фирма Okilo SARL, а ей, в свою очередь, принадлежит шале в альпийском городке Межев. Совместно с дочерью Приходько у Садчикова была и фирма A&P, но сейчас она закрыта.

Ведет бизнес во Франции и Иван Потанин — сын олигарха Владимира Потанина. Он совладелец компании P&B Developpements Services. Второй акционер — его спортивный партнер Паскаль Барриак.

Потанин-младший увлекается аквабайком. Проплывать ему удается пока и мимо европейских санкций: Ивана включили в черные списки только Украина и США.

Владимир Лисин и другие криминальные олигархи

Есть бизнес во Франции и у еще одного олигарха, спонсирующего партию «Единая Россия», — Владимира Лисина. Его Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) поставляет сталь российским разработчикам ядерного оружия.

Помимо вилл, у Лисина есть во Франции и производство. Он владеет заводом NLMK Strasbourg, который специализируется на изготовлении оцинкованного проката. В собственности у фирмы Лисина и производственные площади на берегу Рейна в Страсбурге.

Бизнес-карьеру Лисин начинал в 90-е годы вместе с причастными к Измайловской ОПГ предпринимателями Михаилом Чёрным (по прозвищу Миша-Крыша) и Искандаром Махмудовым. И Махмудов, и его младший партнер Андрей Бокарев тоже обзавелись виллами на Лазурном Берегу. Рядом с ними поселился и Александр Дюков, в 90-е годы трудившийся в Морском порту Санкт-Петербурга — известном активе петербургских ОПГ.

Любовница Ротенберга

Гражданку Латвии Марию Бородунову OCCRP называла неофициальной женой Аркадия Ротенберга. На нее один из самых близких к Путину олигархов оформлял часть своих активов. А значит, и путинских, ведь Ротенберг — один из ключевых «кошельков» Путина, на которого оформлено множество личных путинских активов.

Во Франции Бородуновой вместе с маленькими детьми принадлежит фирма Dana. Компания выступает собственником виллы в Вильфранш-Сюр-Мере. Именно в этом городе и располагался один из четырех французских УИКов во время президентских выборов.

Вилла Марии Бородуновой

Вилла Марии Бородуновой

Дети Абрамовича

Три дочери и сын Романа Абрамовича владеют поместьем в Сен-Тропе. Судя по спутниковым снимкам, помимо нескольких вилл, на территории есть и виноградник. Кроме того, 21-летнему Илье Абрамовичу через фирму Akula принадлежит недвижимость в порту Гремо.

У сына Абрамовича Ильи и дочери Арины британское гражданство, а у дочери Анны — паспорт Литвы. Детей олигарх использует для обхода санкций: в 2022 году он передал им трасты, где хранятся как минимум 4 млрд долларов.

Семья единороссов

Поселилась во Франции и семья экс-депутата Госдумы от «Единой России» Андрея Голушко. Его дочь Мария — крупный партийный подрядчик.

Фирма Марии «Руско Партнэрс» до 2021 года зарабатывала десятки миллионов рублей в год на изготовлении атрибутики «Единой России», следует из отчетов партии перед ЦИК. Последние пару лет атрибутику для единороссов поставляет фирма «Милагро», которую учредила Наталья Баймакшина — по данным The Insider, это просто сотрудница «Руско Партнэрс» Марии Голушко.

Вилла семьи Голушко — в городке Мужен, недалеко от Канн. Деньги от «Единой России» Мария и ее 13 лет заседавший в Госдуме и Совфеде отец могут тратить со вкусом в местных ресторанах: Мужен называют гастрономическим центром региона.