Естественным путем положение в России вернулось к классическому советскому: правозащитников, заступающихся за уже посаженных политзэков, тоже сажают. Или, как минимум, затыкают рты. Вчера это был «правозащитный центр «Мемориал»», в вину которому поставили «оправдание терроризма» крымских татар, сидящих по сфабрикованным «террористическим» делам. Сегодня с той же формулировкой заблокирован сайт ОВД-Инфо – крупнейшего российского медиа-проекта о политических преследованиях в РФ.
Сайт был без всяких предупреждений или уведомлений заблокирован Роскомнадзором 25 декабря. Одновременно цензоры потребовали от соцсетей удалить аккаунты ОВД-Инфо. Моментально откликнулся «Яндекс», полностью подконтрольный чекистам, и убрал ссылки на заблокированный сайт из своей поисковой выдачи, так и написав, что «некоторые ссылки отсутствуют в результатах поиска в силу требований законодательства». Жалкие конформисты… Правда, остались ссылки на аккаунты ОВД-Инфо на ютубе, в фейсбуке, инстаграме и пр., а с включенным VPN в поиске присутствует и сам сайт.
Решение о блокировке сайта принял так называемый «суд» Луховицкого района Московской области по требования тамошнего прокурора. Почему именно Луховицам выпала эта сомнительная честь, если совершенно очевидно, что ОВД-Инфо, как и прочие правозащитники, даже самые беззубые, мешали Кремлю и Лубянке, а в Луховицах о них вообще мало кто слышал? Для изображения «независимости» и «объективности» местного «суда», видимо. На фоне ликвидации обоих «Мемориалов» «судами» в Москве дело будет выглядеть так, как будто это действительно луховицкий прокурор сам вдруг нашел на сайте правозащитников какое-то «оправдание терроризма», а «суд» просто с ним согласился…
ПЦ «Мемориал» был главным партнером «ОВД-Инфо» все 10 лет существования последнего (проект был основан в конце 2011 на волне «болотных митингов» и первоначально занимался мониторингом арестов их участников). Но сам ОВД-Инфо все эти годы вел себя куда приличнее, чем «Мемориал» с его «критериями» и сегрегацией политзэков на чистых и нечистых. ОВД никому не отказывал в защите, если человек преследовался за убеждения и оппозиционную деятельность, – а это, собственно, и есть главный критерий настоящих правозащитников.
В конце сентября ОВД-Инфо вместе с «Медиазоной» и пр. внесли в реестр «иностранных агентов». Ранее проект «ОВД-Инфо» сыграл ключевую роль в запуске кампании за отмену закона об «иноагентах». Кампания эта, состоящая в писании верноподданных петиций царю-батюшке, не подвергающих сомнению само его царствование, но нижайше просящих отменить упомянутый закон, не принесла, правда, никаких результатов.
До чего конкретно докопались в случае с ОВД-Инфо? Официальных разъяснений нет, но главная версия та же, что и с ПЦ «Мемориал»: «Хизб ут-Тахрир». Защита посаженных «хизбов», как для краткости называют их правозащитники. Мотивировка проста как полено: раз защищаешь «террористов» – значит, сам тоже «террорист»!… В случае конкретно ОВД-Инфо упоминается их текст «Ненасильственный «терроризм». Уфимское дело «Хизб ут-тахрир»». Точно по такому же принципу «Мемориал» ликвидируют сейчас за «оправдание терроризма» «хизбов» крымских…
И это, естественно, при том, что «Хизб ут-Тахрир» никакая не террористическая организация, а чисто проповедническая, и вся «юриспруденция» насчет нее зиждится в РФ на бумажке под названием «решение верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. о признании партии Хизб ут-Тахрир террористической организацией». Хотя скорее таковой является сам «верховный суд РФ», решения коего не годятся – из-за жесткости бумаги – даже на подтирку…
И вот так оно будет продолжаться и дальше, пока площадка не будет окончательно зачищена. Тоталитаризм, по Ханне Арендт, – это управление с помощью террора уже полностью очищенной от всякой крамолы и совершенно покорной биомассой, искренне обожающей диктатора…
За защиту посаженных – репрессируют: организации, занимающиеся этим, одну за другой официально признают «иноагентами» и закрывают, сайты блокируют. Если уж верноподданнейший «Фонд борьбы с коррупцией», старавшийся искоренить оную на благо рейху, чтобы он работал на полную мощь, признали ни много ни мало «экстремисткой организацией» – что же говорить о настоящих правозащитниках, типа ОВД-Инфо, не работавших никогда громоотводом для Кремля, как Навальный…
Ничего не меняется. Это прямо чистый Герцен, еще в 1849 году писавший друзьям в Россию из Парижа:
Репрессии нарастают и будут нарастать дальше. 1937-й год – не обязательно календарный и не обязательно длится всего 365 дней. Конца-краю террору и зачистке политического пространства пока не видно. Режим вполне себе крепок и рушиться с сегодня на завтра, как ожидают (от полной безнадеги) многие из еще уцелевших «оппозиционеров», он отнюдь не собирается.
Вся эта зачистка была легко предсказуема еще 22 года назад, когда чекисты только пришли к власти – но «оппозиция» тогда не верила. В 2012 торжественное возвращение упыря к власти на крови жертв побоища 6 мая на Болотной было ясным и четким знаком: оттепель закончена, забудьте. Отныне все будет по-взрослому…
«Мы считаем эту скрытную блокировку актом государственной цензуры, цель которой — остановить нашу работу, – пишут сотрудники ОВД-Инфо в своем заявлении по поводу блокировки их сайта. – Мы не признаем цензуру и продолжим работу проекта.
Мы обязательно будем обжаловать решение суда и сделаем все возможное, чтобы вы всегда имели доступ к нашим новостям, сервисам, правовым инструкциям и другим материалам».
Ну да, только и остается – «обжаловать решение суда». Как будто решение по этому обжалованию не известно заранее… Дай бог, если команде удастся продолжать работать по правозащитной тематике под таким прессом, это в целом приличные и неплохие люди, искренне не приемлющие репрессии и неототалитаризм Путина, – но сознание у них все равно остается «правозащитным» в плохом смысле этого слова. В том смысле, что преступления власти надо зачем-то непременно обжаловать в «судах» этой самой власти.
Правозащита в РФ стремительно уходит за грань легальности. О реальном сопротивлении чекистам в ином формате, чем редкие действия отчаянных одиночек, не приходится даже говорить. Все забились по щелям и трясутся от страха. Что же остается? Просто фиксировать происходящее для потомков, чтобы никто потом не мог сказать, что не знал?…
То не просто корабль –
Целый флот погрузился в пучину,
И к чему манифесты,
К чему декларации прав?
И какую мораль,
И какую ты хочешь причину,
Неудачно и место,
И время рожденья избрав?.. (с)
Борис СТОМАХИН