Узаконенная незаконность

Всякая история делится на «до» и «после». Российская – особенно. Вот и последние лет тридцать она очень показательно это подтверждает. Взять, к примеру, конституцию России и особенно изменения к ней,  недавно «принятые» на голосовании в угоду бессменному кремлевскому руководству. 

До референдума содержание конституции как бы удовлетворяло всех, то есть и «верхи» и «низы». Многоопытный президент Путин в каждом своем обращении к нации, в каждом своем выступлении на международном уровне всегда ссылался на главный закон России, нарушать статьи которого считал непозволительным действием и даже преступлением.

Но вот подошла очередь конкретных поступков, когда они должны подтвердить искренность президентских заверений. То есть, что нельзя нарушать статьи главного закона России.   А если этого очень хочется? Тому же президенту Путину, который вдруг начал рассказывать, что в конце прошлого века конституцию России принимали под давлением США и Германии, а сегодня она требует некоторых поправок.  И незамедлительно! В таком случае нарушать требование этих статей можно и необходимо, но как бы с согласия и под ответственность народа. Этот народ на недавнем референдуме, под влиянием госаппарата, многое и «позволил» Путину, в том числе руководить Россией до 2036 года…

Откровенно говоря, России предстоит решать сегодня очень много проблем и вряд ли «улучшенная» конституция в таком деле сможет как-то выручить. Во-первых,  российская экономика пребывает в глубокой рецессии и причина этого не в конституции, а в отсталости производства, в устаревших принципах руководства и так далее. 

Во-вторых, что бы ни предпринимал российский госаппарат, как бы ни пытался успокоить население, а коронавирус сфокусировал на себе внимание всех и вся, усложнив многократно общее состояние дел в государстве. Даже 60-процентная поддержка президента народом не может успокаивать Путина, поскольку он и его единомышленники знают настоящую цену такого народного доверия.      

В-третьих, стоит внимательней присмотреться к самому так называемому «всероссийскому голосованию», где поправки к конституции принимались одним пакетом. А это явный признак фальсификации вместе с таким же откровенным нарушением избирательного законодательства РФ. Кстати, не только в интернете, но и на страницах известных западных печатных изданий можно увидеть снимки с местами для голосования —  детские и спортивные площадки, палатки и временные павильоны, гаражные кооперативы и пастушьи юрты и тому подобное.

Далее, «референдумная спешка» вряд ли позволила широким массам так изучить предлагаемые 200 поправок, чтобы по-настоящему осознать их важность и необходимость принимать именно сейчас, во время карантина, когда осуществлялась запрещенная конституцией РФ агитация за эти поправки и за президента Путина. 

Да и сами результаты семидневного голосования  (с 25.06 по 01.07) были оглашены уже второго июля – скорость подсчета бюллетеней завидная. Будь такой референдум настоящим, для честного подсчета голосов понадобилось бы времени раз в пять-шесть больше. А так это, скорее всего, своеобразная репетиция предстоящих выборов в России, как бы простая формальность, которую нельзя назвать преступлением Путина, потому что это намного хуже, это – его ошибка, вследствие которой он потерял остатки легитимности перед собственным народом и международными партнерами.

Кое-кто из аналитиков это голосование даже называет самым странным с момента распада СССР, поскольку процедура длилась семь дней, проводилась по специальному принятому закону, а не по закону о референдуме, и при этом не могла иметь никакого юридического значения, так как поправки заблаговременно были утверждены парламентом. То есть, это можно назвать не имеющим ничего общего с демократией «конституционным спектаклем», организованным для демонстрации вечного В.Путина и обещанной им «стабильности» в виде социально-экономического застоя, консервативного национализма и антидемократической «кладбищенской тишины».

По правде говоря, практика изменения конституции для удержания власти в руках уцепившегося в президентское кресло лидера – довольно таки известная, и Путина нельзя назвать в таком деле новатором. Похожие «финты» широко используются в Африке, Южной Америке. Также становится понятно, чего хочет достичь Путин, обнуляя свои президентские сроки. Но кто-то же должен ему подсказать, чем все заканчивается для большинства диктаторов, мечтающих править вечно? Одни попадали в тюрьму, другим приходилось срочно покинуть страну, а некоторых просто казнили. 

Вероятно, кремлевский правитель и его единомышленники  такой  «финиш» считают абсурдным, не имеющим к ним никакого отношения. И для подтверждения представляют грандиозные планы по модернизации государства, называя их «национальным проектом». Но если после двадцати лет его руководства в стране не удалось ничего достойного сотворить, то где гарантия, что в течение последующих десяти-пятнадцати лет будет по-другому? В этой ситуации Путин обязан убедительно отвечать на такие вопросы, объясняя почему, собственно говоря, именно он должен длительное время управлять Россией.

Итоги этого, с позволения сказать, референдума не должны  его ни оправдывать, ни успокаивать. Не зря западные функционеры ведущих стран мира уже назвали голосование «триумфом одного человека» и «лебединой песней остатков демократии», призвав лишить российскую делегацию права голоса в Совете Европы, как это уже случалось в ЕС несколько лет назад,  когда россиян лишали права голоса за аннексию Крыма. А сегодня даже руководство Германии и Франции призвали резко отреагировать на «липовое голосование» и  путинскую конституцию.

Венецианская комиссия Совета Европы, куда на правах члена входит Россия, также не считает законными конституционные поправки о верховенстве конституции РФ над международными договорами. И напоминает, что Россия должна выполнять возложенные на себя международные обязательства, в том числе и решения Европейского суда о правах человека, где по количеству обращений  российские граждане на первом месте.

Но вернемся к событию, получившему название «Операция преемник». Провал ее очевиден, поскольку Путин за время пребывания у руля государства не смог создать для себя гарантий личной неприкосновенности от групп влияний. Поэтому он решил оставаться при власти еще в течение двадцати лет, для чего убрал конкурентов, массово использовал фальсификацию. 

Кстати, такого нынче нет даже в странах третьего мира, поскольку  там понимают, что демократия развивается только при здоровой конкуренции и  смены власти. В нынешней России этого нет и, как видим, быть не может. Там наблюдается деградация общества, падение уровня жизни населения, растущая миграция в другие, развитые страны. По статистике, ежегодно из России эмигрирует до 150 тысяч отчаявшихся россиян. Постоянно увеличивающийся дефицит населения не восполняют ни раздача российских паспортов, ни двойное гражданство, ни даже принудительно-добровольное переселение граждан из бывших советских республик.

Клановость, коррупция крупных корпораций уже не в состоянии сохранить путинский режим,  обеспечивать его существование в демократических рамках, в том числе и путем гласного плебисцита. Поэтому для принятия гарантийного пакета поправок Путин вынужденно развернул агитацию и принял неконституционные законы, чем окончательно пресек демократическое развитие современной России, навязав ей политику реваншизма и противостояния с Западом. Кто и как за это все будет расплачиваться? История подсказывает: как всегда – народ.

Антон НИКОЛАЕВ