The Washington Post рассказала, как США узнали о планах Путина напасть на Украину в октябре 2021 года и пытались его отговорить

Высшее политическое руководство США узнало о планах Путина напасть на Украину в октябре 2021 года. Об этом рассказывается в крупном расследовании The Washington Post.

Разведывательные, военные и дипломатические руководители США прибыли к президенту и вице-президенту Джо Байдену и Камале Харрис с докладом со спутниковыми изображениями, перехваченными разговорами и информацией от источников, которые раскрывали планы вторжения России. Издание утверждает, что к тому моменту все для перехода границы и наступления уже было готово.

Реакция стран на разведданные США

В качестве одного из мотивов нападения WP называет «закрывающееся окно возможностей для Путина». Украина дрейфует в сторону ЕС и НАТО, самому Путину уже 69 лет, и у него остается не так много времени, чтобы утвердить себя великим лидером, восстановившим господство России в Евразии, а США и Европа находятся не в том состоянии, чтобы противостоять этим захватническим планам.

Как пишет газета, администрация Байдена унижена неряшливым выводом войск из Афганистана и мгновенной сдачей страны талибам, Меркель уходит со своего поста и передает власть непроверенному преемнику, Макрон борется с консервативным возрождением, а Британия находится в экономическом кризисе после брекзита. Одновременно с этим Европа продолжает бороться с коронавирусом и слишком сильно зависит от российских энергоресурсов.

Разведданные показали Байдену, что российская сторона рассчитывает на падение Киева в три-четыре дня. По информации WP, в администрации не спорили о захвате украинской столицы – не согласились только со временем, которое на это потребуется.

США отправили переговорщиков к Путину, Патрушеву, Лаврову и, когда это не принесло никакого результата, к Зеленскому. Судя из текста расследования, президенту Украины эта информация показалась несколько спекулятивной, потому что российская армия и раньше шла на «уловки». Как сказал изданию министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, США передавали слишком мало конкретных разведданных, которые бы верифицировали позицию о неминуемом близком вторжении. Такая информация пришла только за четыре или пять дней до начала агрессии.

К середине ноября о планах захвата Украины от главы разведки США Эврил Хэйнс узнал Североатлантический совет НАТО, состоящий из постоянных стран – членов Альянса. Некоторые представители отнеслись к ней крайне скептично: американская разведка не считается в профессиональных кругах надежным источником. Всерьез угрозы восприняли только Великобритания и страны Балтии, «которые всегда нервозно относились к намерениям России».

The Washington Post утверждает, что даже такие европейские лидеры, как Макрон и Меркель, не могли поверить, что Путин решится на настолько иррациональный шаг и вторгнется в Украину. Не понимали происходящего и в Украине.

«Поставьте себя на наше место. С одной стороны, США говорят вам что-то совершенно невообразимое, а все остальные моргают глазами и говорят, что это не то, что может произойти, – говорит глава МИД Дмитрий Кулеба. – Я не мог поверить, что нам предстоит война такого масштаба. Единственной страной в мире, настойчиво и уверенно говорившей нам, что последуют ракетные удары, были США. Все остальные склонялись к тому, что война возможна, но скорее это будет локальный конфликт на востоке Украины».

Как США пытались предотвратить войну

США поняли, что дипломатический путь урегулирования возможного конфликта не интересует Россию, и начали увеличивать военный контингент в Европе – с 74 тысяч до 100 тысяч человек, с четырех эскадрилий до 12 и с пяти до 26 кораблей. С разрешения Агентства национальной безопасности была установлена прямая линия связи между украинскими военными и европейским командованием войсками США в Европе.

Также администрация Байдена решила разгласить значительную часть секретной информации, чтобы лишить Путина предлога для вторжения. В частности, американская разведка обнаружила спланированные операции под «чужим флагом», провокации, будто Украина сама начала вторжение. Также мир узнал реальные масштабы наращивания войск на западной границе России – в операции должны были быть задействованы 100 батальонно-тактических групп численностью до 175 тысяч военных.

12 января директор ЦРУ Уильям Бернс рассказал Зеленскому о планах России нанести молниеносный удар по Киеву с высадкой в Гостомеле, блокированием столицы и смещением, в том числе путем убийства, высшей политической власти с помощью уже действующих диверсионных групп. Несмотря на опасность жизни для самого Зеленского и его семьи, президент Украины отказался уезжать вместе с другими руководителями из Киева.

«Если бы мы сообщили украинцам [о нападении], россияне взяли бы нас в течение трех дней, – говорит Зеленский. – В общем, наше внутреннее чутье было правильным: если мы посеем хаос среди людей перед вторжением, русские нас сожрут. Потому что во время хаоса люди бегут из страны. Как бы цинично это ни звучало, но это именно те люди, которые все остановили». Он добавляет, что если бы украинцы начали покидать страну и выводить деньги, это было бы фатальным обескровливанием, которое привело бы к мягкой капитуляции перед Путиным.

Как Лавров и Шойгу отвечали на вопросы о планах вторжения в Украину

21 января 2022 года в Женеве состоялась встреча глав МИД России и США Лаврова и Блинкена. The Washington Post описывает ее так, будто в конце бесплодных переговоров Блинкен неожиданно пригласил Лаврова остаться наедине на минуту и откровенно спросил о причинах происходящего – это действительно обеспокоенность деятельностью НАТО или мессианская вера Путина, что Украина должна принадлежать России. Лавров молча покинул зал. Это была последняя личная встреча российских и американских политиков перед вторжением.

Не менее любопытно издание описывает и произошедшую днем ранее встречу министров обороны Великобритании и России Бена Уоллеса и Сергея Шойгу. Уоллес пытался выспросить о возможных переговорах между НАТО и Россией, но, не добившись успехов, предупредил Шойгу, что украинцы будут ожесточенно воевать за свою свободу.

Шойгу ответил, что его мать была украинкой, сама Украина – часть «нашей страны», а россияне могут страдать и претерпевать лишения как никто другой, если дело дойдет до санкционного давления и экономической блокады. Тем не менее в конце встречи Шойгу сказал Уоллесу, что планов вторгаться в Украину у России нет.

Накануне начала вторжения глава МИД Украины Кулеба получил конкретную информацию – «в аэропорте А стоят пять транспортных самолетов, готовых в любой момент перебросить десантников в украинский аэропорт Б». Это оказалось правдой, но атака на столицу провалилась. Неназванные представители западной разведки сказали WP, что, оглядываясь на беспорядочную атаку на Киев, они признают, что переоценили эффективность российской армии: «Мы думали, что они вторгнутся в страну так же, как это делали бы мы».

Как бы ни закончилась атака, в ее начале Зеленский был встревожен и в разговоре с Байденом просил его связаться с как можно большим количеством мировых лидеров и убедить их позвонить Путину, чтобы остановить вторжение.

The Washington Post заканчивает расследование фразой президента Украины, якобы прозвучавшей на звонке Байдену. Зеленский попросил «предоставить нам все разведывательные данные, какие только сейчас у вас есть. Мы будем сражаться, мы будем защищаться, мы можем устоять, но нам нужна ваша помощь».