Чтобы отслеживать перемещения Владимира Путина, американским спецслужбам не нужно было организовывать наружное наблюдение или использовать сложные технические методы. Подрядчик Пентагона за $600 000 разработал программу, позволяющее отслеживать местоположение владельцев смартфонов через таргетированную рекламу. В Кремле неоднократно заявляли, что Путин смартфоном не пользуется, зато гаджеты есть у сопровождающих его людей — и через них можно узнавать о местоположении президента пишет MT.
Об этом рассказывает бывший репортер The Wall Street Journal Байрон Тау в книге «Средства контроля: как скрытый союз технологий и властей создает новое американское полицейское государство». Отрывок из книги журналиста, который более 10 лет работал в вашингтонском бюро WSJ, освещая деятельность Белого дома при Бараке Обаме, Конгресса (с упором на тему разведки) и судов, публикует издание Wired.
Тау, в частности, рассказывает историю технологического консультанта Майка Уигли, выполнявшего заказы спецслужб и Пентагона. Например, он получил доступ к геолокационным данным тысяч пользователей приложения для свиданий Grindr. С помощью GPS оно указывает пользователю местоположение партнера для встреч с точностью до полуметра. Эти данные попадают на биржу онлайн-рекламодателей, размещающих объявления в приложениях. Получить к ним доступ не составляет особого труда, выяснил Уигли. Он предупредил об этом спецслужбы, показав, как смог отследить места работы и жительства, а также перемещения и встречи сотрудников Пентагона, ФБР и ЦРУ.
В 2016 гг. Уигли работал в компании PlanetRisk, которая подготовила для Пентагона программу отслеживания телефонов фактически в любой точке мира — лишь бы там собирались данные для рекламодателей. По предложению 10-летней дочери Уигли ее называли Locomotive (от латинских слов «место» и «движущая сила»). Создание демонстрационной версии стоимостью $600 000 оплатили несколько исследовательских подразделений Пентагона. Разработчики выяснили, что могут наблюдать даже за мировыми лидерами.
Закупив рекламные данные в России, они стали отслеживать телефоны в окружении Путина. Гаджеты везде перемещались вместе с президентом. Устройства принадлежали не ему, решили разработчики Locomotive, а водителям, сотрудникам службы безопасности, помощникам и прочему персоналу в окружении президента. Телефоны этих людей можно было отследить по рекламным данным. В результате PlanetRisk знала, кто входит в окружение Путина, куда он ездит и где находится.
Возможности Locomotive произвели сильное впечатление на руководителей Пентагона, пишет Тау, они даже хотели засекретить разработку, чем привели в недоумение сотрудников PlanetRisk — ведь они использовали коммерческие данные, свободно продающиеся на рынке. Доступ к базе данных со всего мира можно было получить за несколько сотен тысяч долларов в месяц — капля в море для разведслужб, чей бюджет в 2020 г. составил $62,7 млрд.
В итоге Locomotive не засекретили, но Пентагон обязал PlanetRisk не распространять о ней информацию, чтобы у военных было время превратить ее в программу оперативной слежки.
Следить через рекламные данные можно практически за любым владельцем iPhone или смартфона с операционной системой Android. У гаджетов есть «анонимный» рекламный идентификатор, при помощи которого рекламодатели могут узнать местоположение человека, сайты, на которые он заходит в браузере, приложения, которыми он пользуется, — чтобы показать ему подходящее объявление.
«Наши спецслужбы делают все необходимое для обеспечения безопасности главы государства», – прокомментировал рассказ Тау о слежке за Путиным пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Сам он продолжает пользоваться iPhone, хотя в июне ФСБ сообщила о раскрытии совместно с ФСО разведывательной акции США через программу-вирус на мобильных устройствах Apple. По их словам, были выявлены аномалии, характерные только для iPhone. После этого от использования этих смартфонов в служебных целях заставили отказаться членов правительства, сотрудников государственных ведомств и госкомпаний, включая Минтранс, Минцифры, «Ростех», РЖД и др.
По словам Пескова, его предупредили о связанных с iPhone рисках, но он считает, что «правильно всегда ориентироваться на лучшее». «iPhone — это прекрасное изобретение. И операционная система, и iOS — это то, что мы пока не смогли сделать у себя», — сказал он.