Работа с русско-советской эмиграцией всегда была для советских разведслужб гораздо более легким делом, чем вербовка «коренных» иностранцев, не имевших советского опыта за спиной, не испытывавших страха перед органами и потому не особо податливых к шантажу или иному психологическому воздействию.
Двадцатые и тридцатые годы стали золотым веком для деятельности советских спецслужб за границей. Два миллиона эмигрантов из распавшейся Российской империи, расселившихся по всей Европе, а потом и по Америке, создали для этого благоприятнейшую среду. Эмиграция была буквально пронизана сотрудниками ОГПУ, вербовавшими агентов, создававшими подконтрольные органам квазиобщественные организации, занимавшимися похищениями людей, убийствами и шпионажем.
В сороковые и пятидесятые годы проблема проникновения советских агентов на Запад усложнилась. Второе и третье поколения эмигрантов ассимилировались, чувствовали себя в европейских странах как дома, и далеко не так охотно шли на контакт с сотрудниками НКВД. Их труднее было шантажировать или покупать.
Начавшаяся в конце шестидесятых годов эмиграция советских граждан в Израиль, Европу и США открыла перед советскими спецслужбами новые перспективы, тем более, что сортировку эмигрантов и предварительную вербовку можно было производить в СССР. В том числе и шантажируя людей возможностью невыезда за границу.
После развала СССР в 90-е годы цели и методы работы спецслужб не изменились, а возможности выросли неимоверно благодаря тому, что эмигрантами стали многие миллионы бывших советских граждан. Тем более, что, в отличие от предыдущих волн эмиграции, эта, так называемая, четвертая волна, не носила настолько выраженный антисоветский характер, как три предыдущие волны – 20-х годов, военная и 60-80-х.
С исчезновением железного занавеса спецслужбы открыли для себя новые возможности для работы путем создания за границей самых разнообразных имитаций общественных организаций – научных, культурных, литературных, политических, спортивных и правозащитных организаций. С их помощью консолидируются и используются в интересах спецслужб и московской пропаганды разные группы эмигрантов. Сегодня за границей России, в том числе и в Германии, таких организаций множество.
Среди них есть мелкие, почти невидимые, а есть огромные, влиятельные, охватывающие массу людей и совершенно не скрывающие ни своих целей, ни методов, ни московских корней.
Восемнадцатого октября 2017 года в российском посольстве в Берлине торжественно отмечалось десятилетие существования одной из самых крупных таких контор в Германии – «Общегерманского координационного совета российских соотечественников», германского филиала «Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом». Эта организация – исполнительный орган Всемирного конгресса российских соотечественников (ВСКР) – была создана в 2007 в Москве для идеологической консолидации русских эмигрантов.
Она, как сказано на сайте ВКСР, должна обеспечивать «взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Иными словами, Всемирный конгресс российских соотечественников – это созданный вскоре после прихода к власти Путина обширный аппарат для политической вербовки русских эмигрантов по всему миру с центром в Москве.
ЧИТАТЬ: АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ РОССИИ
Первый Всемирный конгресс соотечественников прошел в 2001 году в Колонном зале Дома союзов и с тех пор проводится регулярно.
В нынешнем составе Совета – 19 членов из разных стран мира. Председатель ВКРС– Михаил Дроздов, председатель Русского клуба в Шанхае, судя по нюансам биографии, сотрудник спецслужб, специализировавшийся по Китаю. В составе совета ВСКР – заместитель председателя Общегерманского координационного совета российских соотечественников Вера Татарникова.
В мае 2017 года состоялось 28-е заседание ВСКР. Текст принятых им решений, не оставляет сомнения в пропагандистско-вербовочном характере деятельности ВСКР. Там, например, есть пункты:
- «Рекомендовать членам координационных советов начать работу по подготовке к выборам Президента Российской Федерации в 2018 году.
- Особо отметить важность проведения в странах ближнего и дальнего зарубежья памятных акций, включая «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка».
- Считать целесообразным организацию Институтом русского зарубежья мастер-классов для членов ВКС и председателей РКС по основам технической и информационной работы в сети интернет.
- Председателям страновых и региональных координационных советов рекомендовать открыть страницы о своей деятельности в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook и других…
- Исходя из важности сохранения преемственности поколений и с целью дальнейшей активизации деятельности молодежных объединений соотечественников, расширить спектр форм и методов работы с молодежью из стран зарубежья…
- Разработать систему морального поощрения наиболее активных организаций на местах и их членов».
Это совершенно очевидно программа по усилению пропутинской пропаганды с помощью агентуры влияния в Германии.
В Германии ВКРС представлен во многих землях. Надо отметить, что в полном виде название ОКС выглядит так: «Общегерманский координационный совет общественных организаций российских соотечественников и русскоязычных граждан».
То есть, ОКС – это совет организаций. И все члены федерального совета ОКС – это – руководители общественных (формально) русско-немецких организаций.
У ОКС есть свой очень активный пропагандистский сайт, «Русское поле». Директор и главный редактор: Юрий Викторович Еременко. Одновременно Еременко возглавляет находящееся в Эрфурте агентство «Ost-Magistrale» («Восточная магистраль»). Оно занимается «консультациями в области международных коммуникаций». Один из примеров деятельности агентства – организация в Эрфурте в 2011 году торжеств, посвященных Юрию Гагарину. Финансировались они фондом «Русский мир». Еременко также один из семи членов правления ОКС.
В опубликованном «положении об ОКСе» сказано, что ОКС «..представляет интересы российских соотечественников и русскоязычных граждан на федеральном уровне… поддерживает контакт с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, Департаментом по работе с соотечественниками МИД Российской Федерации и с другими заинтересованными государственными, политическими и общественными структурами Российской Федерации, Москвы и регионами РФ, а также с государственными учреждениями РФ в Германии».
Это означает, что Конгресс соотечественников изначально был задуман, как часть российского государственного аппарата.
О направленности деятельности Конгресса соотечественников в Германии можно судить по тезисам выступления его председателя Ларисы Юрченко на Всемирном конгрессе российских соотечественников в Москве (ноябрь 2015 года):
«С начала украинского кризиса здоровые силы соотечественников массовыми актами протеста открыто заявили свою позицию по Крыму, и проявили солидарность с жителями Донбасса…Сегодня жителям Германии сложно получить объективную информацию. Официальные СМИ ангажированы. Но жители, чувствуя ложь и недосказанность, пытаются получить информацию через соцсети, кабельные каналы ТВ, интернет-телевидение и примыкают к митингам и шествиям российских соотечественников.
Отличная от официальной версии информация передаётся из уст в уста. Всё большую роль приобретают личностные контакты… Особенно хочу отметить гражданскую позицию, которую занимают российские немцы. Они стали инициаторами первых митингов против нарастающей, внешне скрытой, русофобии, за право на свободу слова, против односторонней информации в СМИ, проявлений нацизма и экстремизма. Митинги в поддержку России прошли в Гамбурге, Берлине, Лейпциге, Бонне, Франкфурте и в других городах. Собирали и отправляли гуманитарную помощь жителям Донбасса…»
«Отрадно, что у нас появился партнёр – организация, имеющая весомый авторитет в стране – «Германо-российский форум» …Хотим совместно с «Германо-российским форумом» провести конференцию по правам человека».
Демонстрации русских немцев, упоминаемые Юрченко, это расистские демонстрации, направленные против беженцев из мусульманских стран, которые в январе 2015 года прошли во многих городах Германии и собрали в общей сложности до 10 000 человек.
Большую роль в подогревании исламофобских настроений в русско-эмигрантской среде тогда сыграла московская пропаганда. Волнения начались после публикации корреспондентом Первого канала московского телевидения Иваном Благим лживого репортажа о «девочке Лизе», якобы изнасилованной мигрантами-мусульманами. Из текста Юрченко следует, что и ОКС приложил руку к организации волнений в Германии в январе 2015 года.
Характерна здесь и похвала в адрес «русских немцев», которые «собирали и отправляли гуманитарную помощь жителям Донбасса» во время агрессии России против Украины. «Русские немцы» – это основная целевая группа, с которой работает ОКС. Так что, организация помощи российской агрессии в Донбассе (которая включала в себя нелегальную вербовку добровольцев для участия в военных действиях) вполне может считаться заслугой и Общегерманского конгресса соотечественников.
Заслуживает отдельного внимания упоминание в качестве партнера ОКС Германо-российского форума. Это организация правительственная и действительно влиятельная. С немецкой стороны ее возглавляет бывший премьер-министр Бранденбурга Маттиас Платцек, давний симпатизант Путина. Среди немецких членов форума множество российских агентов влияния. Открытое участие Германо-советского форума в пропагандистских операциях российских спецслужб – это очень зловещий признак.
В том, что деятельность Общегерманского конгресса соотечественников (как и остальных филиалов ВКРС в разных странах мира) управляется из Москвы и представляет собой именно операции спецслужб по политической вербовке русских эмигрантов, усомниться трудно.
Поражают масштабы этой деятельности и ее интенсивность, которая резко возросла в последние несколько лет – после начала агрессии России против Украины, начала конфликта в Донбассе и введения против России международных санкций.
Общая цель активности и Конгрессов соотечественников, и прочих родственных им образований, очевидна. Это попытки дестабилизации внутреннего положения в демократических странах с помощью пропаганды среди эмигрантов, ставших идеологическими противниками путинской России.
Таким образом, Кремль пытается, хотя бы отчасти, компенсировать собственные катастрофические внешнеполитические провалы.