Согласно отчету Федерального ведомства по уголовным делам (BKA) “русская мафия» в прошлом году заняла второе место по количеству заведенных на нее дел в Германии (26 расследований) и только на одно дело (27) уступила преступным кланам выходцев из арабских стран и Турции. Итальянская мафия фигурировала в 13 делах, сообщает DW.
«Русская мафия» — термин в Германии неофициальный, придуманный журналистами. В официальном отчете ВКА о состоянии дел с организованными преступными группировками в Германии в 2018 году соответствующий раздел называется «Российско-евразийская организованная преступность».
Этот отчет 24 сентября представили на пресс-конференции в Берлине министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер и директор BKA Хольгер Мюнх.
Общность, по которой организованные преступные группировки, действующие на территории ФРГ, занесены в упомянутый раздел — это русский язык общения. А характерными особенностями таких ОПГ являются традиции «воров в законе» и наличие «общака». «Obstschak», объясняют авторы отчета, это общая «воровская касса».
В этих русскоговорящих группировках, говорится в отчете, «доминируют лица, родившиеся в одной из постсоветских стран», а также «лица, родившиеся за пределами одной из постсоветских стран, но по своей культуре, истории, языку, традициям или предкам чувствуют себя земляками одной из постсоветских стран».
В отчете перечислены все 15 республик бывшего СССР, выходцев из которых полиция Германии причисляет к «русской мафии», а еще специально указано, что в эту же категорию заносят и членов банд из числа российских немцев-переселенцев.
В прошлом году по делам «русской мафии» немецкая полиция вела 26 расследований — на три меньше, чем годом ранее. Это почти 5% всех следственных дел, возбужденных в Германии по статьям, имеющих отношение к организованной преступности.
В семи случаях бандами заправляли граждане России, в четырех — армяне, еще в четырех — грузины. Менее активны в сфере организованной преступности в Германии выходцы из Молдовы, Литвы, Азербайджана и Украины. Основные виды преступного промысла — похищение дорогих машин, торговля наркотиками, рэкет, киберпреступность, финансовые махинации и контрабанда людей.
В отдельную группу в разделе отчета «Российско-евразийская организованная преступность» вынесены чеченские ОПГ в Германии, точнее, банды, в которых они доминируют. На такие группировки в 2018 году было заведено восемь уголовных дел, семь из них — по подозрению в рэкете с применением насилия. «Чеченские преступные группировки отличаются вспыльчивостью и непропорционально высокой склонностью к насилию, в трех случаях они упоминались в связи с делами о попытках убийства и совершенных убийствах», — пишут авторы отчета.
Чеченцы, а также выходцы из других республик Северного Кавказа есть и в числе тех, кого правоохранительные органы ФРГ считают особенно опасными исламистами, потенциально готовыми совершить теракт.
В прошлом году в 4 следственных делах были обнаружены контакты между ОПГ и лицами из сферы политически мотивированной или исламистской преступности. Правда, директор BKA был не уверен, что среди таких ОПГ были и чеченские. В любом случае, это были контакты на уровне личных знакомств. Структурной взаимосвязи между теми и другими, по его словам, не существует.
В целом ситуация с организованной преступностью в Германии в 2018 году почти не изменилась. Всего было принято 535 такого рода дел (в 2017 году — 572). Число подозреваемых, правда, уменьшилось — с 8317 до 6483 человек, но резко выросли причиненный ОПГ материальный ущерб — с 209 млн до 691 млн евро.
31,2% фигурантов дел по статьям организованной преступности были немцами, 66,1% — иностранцами с четко установленным гражданством. Гражданство других 2,7 % полиции определить так и не удалось.