С момента начала полномасштабной войны против Украины, российские войска среди прочих преступлений против человечности, осуществляют массовую депортацию украинцев в РФ, которая имеет насильственный характер. Точная цифра депортированных не известна, ведь большинство таких случаев происходит на оккупированных территориях, и может варьироваться в пределах от 800 тысяч до 1,5 миллионов человек, среди которых не менее 300 тысяч детей.
Путин рассматривает вопрос захвата Украины системно и комплексно. Человеческий фактор – один из важнейших и имеет для России особенное значение. Депортируя украинцев (молодого, репродуктивного и трудоспособного возраста), Путин отчасти решает демографическую проблему России, которая приобрела катастрофический характер в 2021-2022 гг., и особенно актуальна для отдаленных, экономически депрессивных регионов РФ, которые становятся безлюдными и в некоторых населенных пунктах ощущается серьезная нехватка рабочих рук. Не зря президент РФ подписал указ о переселении почти 100 тысяч принудительно вывезенных украинцев в Сибирь и за Полярный круг, и предоставлении им гражданства РФ по ускоренной процедуре. Сродни тому, как Сталин принудительно депортировал украинцев в 30-40 гг. ХХ века, используя их труд в качестве движущего локомотива для создания жилой и промышленной инфраструктуры СССР, российский диктатор планирует использовать украинцев в качестве легальных рабов в наиболее трудных для жизни регионах РФ.
Параллельно, Путин лишает Украину демографической составляющей. В его концепции, украинцы должны быть либо уничтожены, либо выселены (фактически изгнаны со своей родины) для окончательного решения «украинского вопроса». Вариант изгнания украинцев Европу не является оптимальным для России, так как украинские беженцы смогут вернуться назад и станут проблемой для России. Российская пропаганда работает настолько сильно, что у вывезенных в РФ граждан Украины может сформироваться альтернативное представление о причинах и сути нынешней российско-украинской войны – представление в духе кремлевских политических нарративов. И в случае их возврата в Украину, эти люди могут стать ретрансляторами выгодных для Путина концептов на украинскую аудиторию.
Таким образом, депортация украинцев в РФ решает сразу две задачи и приобретает угрожающий характер. Украинцев вывозят в РФ в рамках так называемых «зеленых коридоров» по эвакуации мирного населения. Так, только за один день 24 марта из Мариуполя в Ростов было вывезено свыше 15 тысяч горожан. Людей вывозят в фильтрационные лагеря в Таганроге либо в Ростове, где распределяют для перевозки в Сибирь, Дальний Восток и за Полярный круг. Россия комплексно нарушает Женевскую конвенцию об обращении с гражданским населением и производит фактический диктат своих условий украинцам на оккупированных территориях. У перемещенных в РФ лиц отнимают документы взамен на предоставление работы и жилья, возвращение их обратно в Украину очень сложно и проблематично, требует участия третьих стран для предоставления перехода через границу.
Путин стремится придать этой войне долговременный характер, утомительный и изнуряющий для Украины, цели которого достигаются не только на поле боя, но и посредством иных инструментов гибридной агрессии. Принудительная депортация – тоже один из вариантов геноцида украинцев, принудительного их выселения, наподобие того, как Османская империя в последние годы своего существования выселяла и изгоняла анатолийских греков, российское тоталитарное государство выселяет украинцев с их родины. Путин создал величайшую геополитическую и этно-социальную катастрофу 21 века, трагизм которой становится все более масштабным с каждым днем войны.