Слова фашизм-нацизм, рашизм-рашисты, путинизм-путинисты мы часто используем, не задумываясь об их значении и реальном или пропагандистском наполнении. Во время войны бывает не до этого. Но все же врага желательно знать поглубже, чтобы лучше понимать его и более эффективно с ним бороться на разных фронтах, включая информационный. Продолжаем публикацию книги Олега Кудрина, опубликованную Укринформом.
ЕСТЬ РАШИЗМ, ЕСТЬ ПУТИНИЗМ. НО ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РФ ФАШИСТСКОЙ СТРАНОЙ
Итак, вернемся чуть назад. Телетрансляция совета безопасности рф от 21 февраля рельефно показала, что у начатой 24 февраля полномасштабной войны против Украины, в целом поддержанной российскими элитами и населением, есть главный и мощный движитель – российский президент путин. Его соратники на том совбезе за 2,5 дня до вторжения в Украину что-то бормотали, боясь разгневать диктатора. И этим на свой срок по итогам послевоенного Спецтрибунала по военным преступлениям и геноциду, конечно, тоже наработали. Но ведущая роль хозяина кремля была очевидной. Поэтому теперь рядом с «рашизмом» чаще, чем ранее стал звучать «путинизм», иногда воспринимаемый обобщенно, как синоним, иногда как отдельный термин – описание системы власти, созданной путиным.
Тимоти Снайдер
И снова – к Тимоти Снайдеру. Сделав многое для введения в широкий оборот понятия «рашизм», он на этом не остановился и предпринял следующий шаг: забросил в публичное поле, в качестве логичного продолжения, второй тезис, также вынесенный в заголовок статьи: «Мы должны сказать это вслух: Россия — фашистская [страна]». Это подняло следующую волну обсуждений.
Справедливости ради, нужно сказать, что подобное утверждение Снайдер не раз выдвигал и ранее – до 2022 года. И не он один (здесь, прежде всего, хотелось бы вспомнить американского исследователя украинского происхождения Александра Мотыля). Просто теперь, после полномасштабной войны и угрозы геноцида, вставшей перед украинским народом, такая постановка вопроса стала восприниматься более серьезно. Но – опять же, справедливости ради – нужно сказать, что эта точка зрения пока еще не стала в мире доминирующей. С другой стороны, само то, что эта тема теперь обсуждается всерьез, и имеет большое число сторонников – уже большой прогресс.
ПОЧЕМУ ПРИЗНАНИЕ РФ ФАШИСТСКОЙ НЕ СТАЛО ОБЩЕПРИНЯТЫМ
Что же мешает консенсусному принятию термина «рашизм» (как русский фашизм») на мировом уровне? Во-первых, теоретические споры гуманитариев. И это обычная картина: часть специалистов считает, что типологически схожие явления можно описывать одним «зонтичным» термином. Другие, более консервативно настроенные, полагают, что не нужно обобщать, приводят конкретные примеры различия рашизма-путинизма с классическими, изученными и описанными примерами фашизма (и нацизма, как более радикального его варианта).
Во-вторых, маркеры «нацизма», «фашизма», «денацификации» так старательно приклеиваются кремлем к Украине, чтобы оправдать начало и ведение большой войны на уничтожение. Соответственно они настолько важны для москвы, что широкое распространение обозначения ее собственного режима «фашистским/нацистским» крайне невыгодно. Поэтому можно предположить, что в отдельных случаях россия каким-то образом поощряет, мотивирует некоторых гуманитариев, жестко выступающих против признания ее фашистской страной. Подобное обвинение в ангажированности и научной некорректности репутационно крайне неприятно, так что разбрасываться им в духе «охоты на ведьм» не стоит. Но если проследить историю работ некоторых западных исследователей и их контакты с российскими коллегами, находящимися на зарплате у кремля, то такие подозрения усилятся. (Впоследствии мы рассмотрим это на одном конкретном примере).
«ВСПОМНИЛ ГИТЛЕРА – ТЫ ПРОИГРАЛ». ОТМЕНА ЗАКОНА ГОДВИНА
Есть и еще одно явление, которое до отдельного фактора, может быть, и недотягивает, но тоже заслуживает рассмотрения. Дело в том, что слова «фашист», «нацист» оторвались от своего первоначального значения и стали ругательством не только в Советском Союзе, но и на Западе. В разных спорах на любую тему обзывание оппонента фашистом/нацистом и сравнение его с самым одиозным примером этой практики – Гитлером и третьим рейхом, в какой-то момент стало приемом, банальным до неприличия.
Еще в начале 1950-х годов появилось понятие reductio ad Hitlerum (сведение к Гитлеру), производное от латинского reductio ad absurdum (доведение до абсурда). Суть его – в некорректном сравнении с Гитлером, созданной им страной и партией. Спустя четыре десятилетия, в 1990 году, американский адвокат и писатель Майк Годвин сформулировал ироничный Закон Годвина. Согласно ему «по мере того, как онлайн-дискуссия становится длиннее, вероятность сравнения (независимо от изначальной темы спора) с нацистами или Гитлером приближается к 1». Была также предложена производная от Закона Годвина: «Кто первым упомянет Гитлера, тот проиграл». Правда, сам Годвин ее не одобрял и следом подчеркивал, что не все сравнения с нацистами некорректны. Но в любом случае подобное сравнение чаще всего считалось априори неприличным, обесценивающим дискуссию.
Прошли годы, десятилетия. Наступил 2022-й. Через три недели после российского вторжения, 16 марта, в Твиттере был выложен двухминутный фрагмент речи Путина о российской «пятой колонне», якобы мечтающей принадлежать «к высшей касте, высшей расе». Далее Путин сказал по поводу этих «национал-предателей», что русский народ «выплюнет их, как случайно залетевшую в рот мушку, выплюнет на панель». В результате, по его мнению, «такое естественное и необходимое самоочищение только укрепит» россию.
Пользователь, выложивший этот фрагмент и снабдивший его английскими титрами, пометил в представлении: «Я хочу, чтобы все увидели, как выглядит речь истинного фашизма». Майк Годвин, пришедший в эту ветку дискуссии не стал применять закон своего имени, а, напротив, написал: «Вы не поверите, кого мне напоминает этот парень».
Таким образом, автор Закона Годвина фактически вывел путина и путинскую россию из-под его действия. Такой маленький, казалось бы, фактик тоже показателен. Но, увы, Закон Годвина не входит ни в «римское право», ни в законы природы. Поэтому данную реплику, конечно, заметили, но на ход ведущейся дискуссии она не сильно повлияла. Соответственно, всемирные споры о рашизме, о «фашистской или не фашистской» россии продолжаются. Под грохот стрельбы, сирены тревог, бомбардировки, продолжающиеся на нашей земле…
СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАШИЗМА – НАСУЩНАЯ ЗАДАЧА
Но в воюющей Украине консенсус есть. Политики, аналитики, ученые свободно используют термин «рашизм» и все чаще говорят о необходимости системного его изучения. Одним из первых шагов в этом направлении стала выставка «Рашизм – це…», подготовленная совместно Украинским институтом национальной памяти, Центром стратегических коммуникаций и информационной безопасности, а также Музеем Революции Достоинства (она была открыта в Киеве в сентябре 2022 года). Эта выставка в корректно описанных и убедительно проиллюстрированных стендах представляет различные стороны рассматриваемого явления по нарастающей – от его истоков до проявлений, преступной сущности: «Скрепы», «Культ вождя», «Имперский реваншизм», «Ксенофобия и культ “старшего брата”», «Агрессивная тирания», «Контроль над обществом», «Победобесие и милитаризм», «Преступная пропаганда», «Новояз», «Варварство», «Международный терроризм», «Войны», «Уничтожение [гражданских объектов]», «Геноцид». Появление первой такой системной научно-популярной работы является очень важным. Начало положено! (Укринформ писал об этом в материале «Рашизм: на пороге новой науки?»).
Но, естественно, что работа в этом направлении должна продолжаться. В Украине, которой рашизм сейчас угрожает в наибольшей мере, – в первую очередь.
И в следующий раз мы поговорим о термине «рашизм», его предшественниках и обличьях, в которых он существовал до 2014-2022 годов.
(продолжение следует)
Олег Кудрин, Рига
Читать по теме: