Олег Кудрин «Путеводитель по рашизму-путинизму». Почему русский фашизм называли «нашизмом» и при чем тут Невзоров

Разбираемся в истоках рашизма вместе с книгой Олега Кудрина «Путеводитель по рашизму-путинизму» в публикации Укринформа.

В предыдущем материале мы узнали, как в 1990 году впервые появился термин «рашизм». В общем-то, случайно: так один перестроечный журналист определил имперские, милитаристские тексты популярного публициста Карема Раша. Но неслучайно тот «рашизм» был сходен с нынешним, правда, сам термин сразу не прижился, потому что россию тогда считали двигателем демократических реформ.

Сегодня мы рассмотрим историю развития российской идеологии, близкой к фашизму/нацизму на переломе XX-XXI веков, когда ее прозвали похоже – «нашизмом». И это уж очень близкое к сегодняшнему дню время. Его героев и антигероев вы, наверное, знаете: Невзоров, Сурков, Цой, Шнуров…

РОССИЙСКОЕ ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ НАШ/НАШ

Да, так уж сложилось, что русский фашизм в 1990-2000-х годах называли «нашизмом». Однако есть какая-то закономерность в том, что истоки этого термина, начало обожествления местоимения «наш/наши» можно найти все у того же Раша (от которого пошел «рашизм»). Вот еще одна цитата из милитаристского автора, важная для дальнейших рассуждений. Карем в свою очередь цитирует Достоевского – слова о том, как важно получить от русского народа не что-нибудь, а именно «притяжательное местоимение “НАШ”». У классика оно, правда, написано строчными буквами, но Раш с большим смыслом набирает в верхнем регистре и утверждает: «Чаще всего этой высшей награды народ удостаивал офицеров суворовской закалки, тех, кто стоял с ними под пулями. Сегодня, когда впервые в истории весь офицерский корпус — из народа и весь — “НАШ”, мы должны помнить, что все мы в долгу перед армией. Именно то обстоятельство, что армия — плоть от плоти народа, и не дает покоя врагам нашего Отечества».

Напомню, что это писалось и издавалось в 1989 году, когда уже случился трагический разгон мирного протеста с применением саперных лопаток в Тбилиси (9 апреля). Единство многонациональной армии и народа ярко проявилось и в последующие месяцы – в январе 1990-го в Баку. В январе 1991-го – в Вильнюсе и Риге…

В МОЛОДОСТИ НЕВЗОРОВ БЫЛ НЕ ТАКИМ, КАК В ЗРЕЛОСТИ

И вот тут в наших рассуждениях появляется журналист и блогер Александр Глебович Невзоров, имеющий сегодня большую популярность и симпатии прогрессивного человечества. Не зря же ему пришлось уехать из эрэфии, где на него завели дело, не зря ему угрожает «повар путина» пригожин, создатель террористической ЧВК «Вагнера» (которая сейчас пытается штурмовать Бахмут). И не зря Шнуров безуспешно пытался высмеять Невзорова в песне «Не Зорро» (когда переходишь на сторону Зла, чувство юмора почему-то отшибает). Ключевая строчка шнуровского обличения – «стал хохлом индеец» (Невзоров утверждает, что его отцом был индеец из команчей).

Поэтому людям помоложе для понимания ситуации нужно дать дополнительные пояснения. Да, нынче Невзоров – один из самых жестких и эффективных обличителей путина и его агрессивной войны против Украины. Среди прочего он критикует кремлевский режим за элементы фашистской, нацистской идеологии и политики. При этом Александр Глебович не прячется от своего прошлого и периодически отдельно поясняет, что говорить обо всем этом со знанием дела ему помогает жизненный опыт. Поскольку в молодые года он сам переболел этой болезнью и теперь имеет соответствующие познания, а также надежный иммунитет.

Всё так. Когда-то, в конце 1980-х – начале 1990-х, начав с вполне перестроечных телесюжетов, критикующих власть, Невзоров потом занял проимперские, шовинистические позиции, мотивируя это «верностью Советскому Союзу».

ЛЕНИНГРАД, 1991: ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ «НАШИХ» И «НАШИСТОВ»

В январе 1991 года журналист сделал фильм-репортаж все с тем же рашевско-достоевским притяжательным местоимением, только уж во множественном числе – «Наши». В нем Невзоров героизировал советских военнослужащих, которые по приказу из Москвы заняли оборону в главной телебашне Литвы (балтийская республика незадолго до этого провозгласила восстановление независимости). Подобные сюжеты журналист снимал повсюду, где шло противостояние с имперским центром. Так в Латвии он воспел командира рижского ОМОНа, борца с местным «фашизмом» майора Чеслава Млынника: «Жестокий и веселый человек». Какая, однако, фразеология – как узнаваемо фашистская! В фильме периодически мелькает слово «НАШИ», крупно написанное на технике, на рожке автомата или на каске.

А уж после путча ГКЧП, его поражения и начала распада СССР, на митинге в Ленинграде 30 ноября 1991 года Невзоров провозгласил создание Народно-освободительного движения (НОД) с тем же названием – «Наши». В него, среди прочих, вошли несколько радикальных ультраправых деятелей «русской идеи». Участников движения сходу начали называть «нашистами», а его путанную, но очевидно проимперскую и милитаристскую идеологию – «нашизмом». Уже 4 декабря вышел номер «Литературной газеты» (тогда она была либеральных взглядов) со статьей, заголовок которой угадать не трудно: «Обыкновенный нашизм». (Намёк на фильм Михаила Ромма 1965 года «Обыкновенный фашизм», который мы уже помним по «обыкновенному рашизму»).

«НАШИЗМ» КАК СЛОВЕСНЫЙ ГИБРИД «НАЦИЗМА» И «ФАШИЗМА»

Книга «Русский язык конца XX столетия (1985-1995)» дает по этому поводу такие пояснения: «Скоро оно (слово «наши», пущенное в оборот Невзоровым, — ред.) стало употребляться в устах противников «непримиримой оппозиции» для обозначения псевдопатриотов, «памятников» (участников российского ультраправого антисемитского движения «Память», — ред.), неонацистов. Отсюда «нашисты, нашизм, нашистский», сближаемые фонетически и семантически с «нацисты, нацизм, нацистский».

Обратите внимание, что слово «нашизм» оказалось очень удачным гибридом для обозначения радикальной идеологии – фашизма/нацизма. Ведь это «фашизм», в котором заменили первую букву: «ф» на «н». Но это же и «нацизм», в котором заменили третью букву: «ц» на «ш».

Если же вернуться к движению 1990-х годов «Наши», то просуществовав несколько лет и заимев несколько отделений в регионах (некоторые – с символикой, похожей на нацистскую) оно тихо скончалось.

(Попутно нужно отметить, что кремлевские политтехнологи, которые работали в Украине на стороне Януковича и против Ющенко, в начале 2000-х постарались закрепить негативный и несправедливый ярлык «нашисты» за ющенковским блоком партий «Наша Украина». Так роспроп начинал свою мифологию о «фашизме», тогда еще «оранжевом», который побеждает в Украине. И мы видим, к чему привело продвижение этого вектора сейчас).

Однако яркое слово не стоит долго без дела. Проблема была в том, что для организуемой сверху пропутинской, «ликующей гопоты» (тусовочное название самих организаторов, быстро ставшее журналистским штампом) поначалу выбрали крайне неудачное название – «Идущие вместе». Оппоненты всегда находили повод сказать, куда именно идут вместе юные путинцы. Или же вспоминали не менее обидную строчку из старой песни Виктора Цоя «Все говорят, что мы в месте, все говорят, но немногие знают в каком».

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ «НАШИЗМА» В 2000 ГОДАХ: ПУТИНЮГЕНД

В 2005 году тот же бренд «Наши», к тому времени давно не используемый, был взят кремлевским политтехнологом Владиславом Сурковым для переформатированного пропутинского молодежного движения. Тогда же в газете «Коммерсант», в статье, посвященной этому событию, прозвучал все тот же узнаваемый каламбур: «Обыкновенный «Нашизм». Кремль создает новое молодежное движение».

Сурковские «Наши» официально назвали себя одновременно антифашистским и антилиберальным движением. (Узнаёте? Это та же система координат, в которой демократический проевропейский блок Ющенко обвиняли в… фашизме).

То есть самоопределение получалось правильным только наполовину. Действия и риторика новых «нашистов» в действительности были антилиберальными, но фашистскими. Так они проявляли себя внутри россии, прессуя по отмашке сверху неугодных людей и организации (включая зарубежных дипломатов и газету «Коммерсант», в то время либеральную). А также и за рубежом: нашисты принимали участие в спровоцированных россией погромах, беспорядках в Таллинне в 2007 году. (Укринформ писал об этом в материале «Гибридная война «Бронзовой ночи» – невыученные уроки»)

Поэтому в демократической российской оппозиции сурковских «Наших» прозвали «Путинюгендом». Но привыкать к нацистским образам в постсоветской россии поначалу было трудно, поэтому и в рф, и за рубежом звучали голоса, что такое название резковато. Дескать, точней будет сравнивать нашистов с китайскими хунвейбинами председателя Мао или со сталинским комсомолом. Об этом писали, к примеру, немецкая исследовательница Юлиане Фюрст в монографии «Последнее поколение Сталина» (2010) и британский журналист Люк Хардинг в книге «Мафиозное государство: как один репортер стал врагом новой брутальной России» (2011).

Но как бы то ни было, а триада «обыкновенный фашизм-обыкновенный нашизм-обыкновенный рашизм» в России да и в Украине в 1990-2000 гг. сложилась прочная, хронологически непрерывная. И это в итоге облегчало восприятие и закрепление понятия «рашизм» как особого русского варианта фашизма, имперского шовинизма

РАШИЗМ В ШИРОКОМ И В УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА

Предыдущие большие главы показывают две линии, которые вели к возникновению термина рашизм. Одна более длительная, и поэтому наполненная большим содержанием – «русицизм-русский шовинизм-русская партия-русизм-рашизм». Другая – «фашизм-нашизм-рашизм».

В соответствии с этими двумя линиям, приводящим в итоге к одному термину, полезно отметить разные масштабы его восприятия. Рашизм в широком смысле – как специфически российская идеология и практика великодержавного шовинизма, имеющая значительную историческую протяженность. И рашизм в узком смысле – как идеология и практика, сложившаяся в россии XXI века и имеющая большое сходство с фашизмом/нацизмом.

Но «россия двадцать первого века» – это по определению путинская россия. Поэтому сопряженно с «рашизмом», что в широком смысле, что в узком, нужно рассмотреть «путинизм».

Посмотрим, как же возникло это понятие и какие разные смыслы оно несло. Этим мы и займемся в следующий раз.

(продолжение следует)

Олег Кудрин, Рига

Читать по теме: