На фоне подъема популистов и крайне правых политиков в ряде ведущих западных стран на выборах в Великобритании к власти пришел технократ-центрист. Кир Стармер даже критиковали за бесцветность: на фоне ярких демагогов вроде Дональда Трампа и Найджела Фараджа, да и эксцентричного бывшего британского премьера Бориса Джонсона он выглядит скучным партийным функционером. Но в политику Стармер пришел недавно, и его подход «со стороны» может, по его собственным словам, «вновь разжечь оптимизм в британцах», — пишет The Moskow Times.
Если во внутренней политике новому правительству предстоит многое изменить, то во внешней, прежде всего в отношении войны в Украине, оно намерено не только следовать прежним курсом, но даже ужесточать его.
Реформировать лейбористов
В 2019 г. лейбористская партия потерпела самое тяжелое поражение на выборах с 1935 г. Годом позже ее лидером был выбран юрист Кир Стармер, сменивший крайне левого Джереми Корбина. Стармер очистил партию от его сторонников, выкорчевал антисемитизм и постарался вернуть доверие к ней со стороны рабочих и среднего класса, умеренных консерваторов и даже сторонников Brexit из средней Англии. Он повел партию к избирателям, а не пытался тащить их к ней, пишет Financial Times.
«Оптимисты говорили: на то, чтобы исправить эту партию и вернуть ей силу, потребуется 10 лет. Пессимисты говорили: эту партию уже не исправить, она больше никогда не будет править, — заявил Стармер журналистам во время предвыборной кампании и добавил, — и вот мы здесь».
«Такой мандат подразумевает огромную ответственность, — заявил Стармер, обращаясь к толпе сторонников в пятницу утром. — Мы должны вернуть политику на службу обществу. Показать, что политика может быть силой добра».
Выкинуть консерваторов
Высокий результат лейбористов во многом объясняется желанием британцев избавиться от консерваторов, которые находились у власти 14 лет. Это был трудный период: сначала последствия финансового кризиса 2008–2009 гг., затем Brexit, пандемия ковида, развод с ЕС, потеря европейского рынка и всех связанных с ним выгод — от субсидий для фермеров до беспошлинной торговли и свободного передвижения рабочей силы, война в Украине.
Последние пять лет особенно «запомнились» британцам. Доходы населения за межвыборный период снизились впервые с 1955 г., когда начала собираться соответствующая статистика. Экономика, в том числе из-за последствий Brexit, росла медленнее, чем в других крупных западных странах, — всего на 1-1,5% в год. Правительство сотрясали скандалы: этические и политические с Джонсоном, затем с Лиз Трасс, которая спровоцировала финансовый мини-кризис и продержалась на посту всего 49 дней, отметившись самым коротким премьерством в современной истории (на нынешних выборах Трасс не прошла в парламент). Сунака, бывшего инвестбанкира и зятя индийского миллиардера, обвиняли в том, что он слишком далек от народа. Кроме того, консерваторы, как одни из сторонников Brexit, обещали сократить миграцию, но она достигла рекордного уровня: правительству пришлось привлекать рабочих из-за рубежа, так как страну покинули многие жители ЕС, также по гуманитарным соображениям Великобритания приняла жителей Гонконга и Украины.
Стармер пообещал проводить более жесткую миграционную политику, активнее бороться с преступностью и, вместе с бывшим экономистом Банка Англии Рейчер Ривз, которая стала министром финансов его теневого кабинета, — укрепить бюджетную дисциплину и содействовать развитию бизнеса.
Поддержать Украину
Стармер не строил карьеру в политике. Он начинал юристом, специализирующимся на защите прав человека. СМИ даже писали, что Стармер стал прообразом Марка Дарси, персонажа актера Колина Ферта из фильма «Дневник Бриджит Джонс» (сам он это опровергает).
В 2008–2013 гг. Стармер возглавил уголовную прокурору. В парламент он избрался, уже когда ему было больше 50 лет (сейчас ему 61 год). Работая на госслужбе, он научился эффективно налаживать деятельность бюрократической машины, отмечает FT. «Его интересует не только что, но и как», — сказал газете близкий соратник Стармера; по его словам, новый премьер очень старался превратить лейбористскую партию в организацию, которая может изменить работу правительства.
На международной арене Стармер намерен действовать еще активнее, чем его предшественники. Никакого смягчения в отношении путинской России ждать не следует, отмечает «Би-би-си». Лейбористы поддерживали консерваторов в украинском вопросе с самого начала войны, и Стармер неоднократно говорил, что ничего не изменится.
В интервью The Guardian накануне голосования он заявил, что его правительство в случае победы выполнит обещание консерваторов тратить не менее 3 млрд фунтов ($3,8 млрд) в год на военную помощь Украине:
В этом вопросе мы придерживаемся той же позиции, что и правительство [консерваторов], и это правильно.
Назначенные в пятницу министром иностранных дел Дэвид Лэмми и министром обороны Джон Хили также обещали продолжать помогать Украине.
На саммите лидеров стран НАТО, который пройдет в Вашингтоне на следующей неделе, Стармер намерен призвать союзников не ослаблять поддержку Украины. По данным Кильского института мировой экономики, Великобритания выделила ей 12,6 млрд евро, в том числе 8,8 млрд евро – на военные нужды (3-е место после США и Германии в обоих случаях). Лондон первым согласился дать боевые танки, дальнобойные ракеты и разрешил применять свое оружие для ударов по территории России.
Согласно недавнему опросу Pew Research Center, 84% британцев неблагоприятно относятся к России, столько же не доверяют Путину в международных делах.