В Минске, сегодня, 3 марта по уголовному делу против основателя «Вясны» и Нобелевского лауреата Алеся Беляцкого, его заместителя и вице-президента FIDH Валентина Стефановича, координатора кампании «Правозащитники за свободные выборы» и юриста Владимира Лабковича и правозащитника Дмитрия Соловьева (заочно) закончился суд, информирует Вясна.
После двух месяцев суда над весновцами суд вынес решение:
- председателю «Вясны» и Нобелевскому лауреату Алесю Беляцкому — 10 лет колонии в условиях усиленного режима;
- заместителю председателя «Вясны» и вице-президенту FIDH Валентину Стефановичу — 9 лет колонии в условиях усиленного режима;
- координатору кампании «Правозащитники за свободные выборы» и юристу Владимиру Лабковичу — 7 лет колонии в условиях усиленного режима;
- правозащитнику «Вясны» Дмитрию Соловьеву — 8 лет колонии заочно.
Это на два года меньше, чем просил прокурор Александр Король. Также каждому назначен штраф по пять тысяч базовых величин (185 тысяч белорусских рублей или 73 200 долларов). Приговор еще не вступил в силу, правозащитники могут обжаловать его.
Кратко про судебный процесс
Дело в открытом режиме с 5 января рассматривает судья Марина Запасник. Правозащитников обвиняют по ч. 4 ст. 228 («контрабанда организованной группой») и ч. 2 ст. 342 Уголовного кодекса («финансирование групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок»). Согласно версии обвинения, правозащитники, «действуя в составе организованной группы с 4 апреля 2016 года по 14 июля 2021 года, с целью использования на территории Беларуси для незаконной деятельности и финансирования центра «Вясна» и других организаций обналичивали деньги, полученные от различных структур и фондов на банковские счета подконтрольной им иностранной организации. Затем с помощью других лиц, действуя с единым умыслом, обеспечили незаконное перемещение наличных денег в крупном размере с территории Литвы через таможенную границу ЕАЭС на общую сумму не менее 201 тысячи евро и 54 000 долларов путем их поэтапного перемещения через границу без декларирования». Согласно материалам дела, «в указанном составе и с иными лицами готовили граждан к участию в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а также осуществляли финансирование и материальное обеспечение таких действий под видом правозащитной и благотворительной деятельности, в том числе от имени ПЦ «Вясна», незарегистрированного фонда BY_HELP, в период с мая 2020 года по 14 июля 2021 года». В частности, правозащитникам вменяются в вину оплата штрафов, оплата счетов за питание в изоляторах, оплата работы адвокатов.
Алесь Беляцкий, Валентин Стефанович и Владимир Лабкович не признали вину. На суде ни одно ходатайство (о процессе на белорусском языке, о снятии наручников, предоставлении времени для ознакомления с делом и др.) не было удовлетворено судьей Запасник.
В материалах дела 284 тома — это рекордное по объему политическое дело. В них содержится множество данных о публичной деятельности правозащитников, размещенных на сайте и в соцсетках «Вясны», даже после задержания обвиняемых. Так, например, в материалах дела имеется список политических заключенных, которые признаны таковыми правозащитниками «Вясны» по состоянию на 3 сентября 2022 года (1 322 человека) – незадолго до предъявления окончательных обвинений правозащитникам и более чем год спустя после задержания. Этот протокол осмотра занял 128 листов. Из материалов дела стало известно, что сотрудники ГУБОПиКа начали проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении правозащитников еще в сентябре 2020 года. Тогда силовики начали прослушивать телефон руководителя брестского филиала Владимира Величкина.
Утром 3 марта сопредседатель российского «Мемориала», который хотел прилететь в Минск на суд по делу «Вясны», на посадке в аэропорту узнал о том, что ему запрещен въезд в Беларусь.
«Преступления желательно совершать без свидетелей. Режим Лукашенко готовится сегодня совершить преступление — вынести жестокий, несправедливый обвинительный приговор моим коллегам-правозащитникам и друзьям из центра «Вясна». За что? Исключительно за их правозащитную работу«, — прокомментировал Олег Орлов.