По словам депутата Рийгикогу Михаила Лотмана (Isamaa), за период с начала войны между Россией и Украиной среди стран-членов НАТО остается все меньше тех, кто выступает за переговоры с Россией и оказание давления на Киев, чтобы последний смягчил свою позицию относительно условий возможной договоренности с Россией.
«Такие страны не то что не доминируют, а [их число] уменьшается», — сказал Лотман в среду, комментируя свою поездку на сессию Парламентской ассамблеи стран-членов НАТО.
«В Европе до сих пор есть т.н. «Путин-ферштейн» — «понимающие Путина». Их все меньше. На этой ассамблее прямо «понимающих Путина» уже не было. Были так, скажем так, осторожные люди, что вообще нужно сейчас все-таки начать переговоры о мире», — пояснил он.
«Такой вопрос был прямо задан генеральному секретарю НАТО. Он ответил и повторил то, что уже несколько раз говорил: если Россия прекратит военные действия, наступит мир. Если Украина прекратит военные действия, то прекратится Украина. Поэтому мы должны поддерживать Украину, чтобы поддержать мир», — продолжил Лотман, подчеркнув, что нельзя ставить на одни весы Россию и Украину, потому что Украина защищает свою территорию, а Россия — однозначный агрессор.
По его словам, «борцы за мир» обычно являются представителями левых партий, а «понимающие Путина» относятся к правому политическому спектру.
«Несколько представителей социалистических фракций своих парламентов говорили, что, может быть, Украине не нужно занимать такую жесткую позицию. Но это все-таки были единичные люди», — сказал депутат Рийгикогу, напомнив, что международно-признанные границы Украины включают и Крым, и сепаратистские территории в Луганске и Донецке.
Признание России террористической страной
По мнению Лотмана, принятие Парламентской ассамблеей стран-членов НАТО резолюции с призывом признать российский режим террористическим будет иметь существенные политические последствия.
«Декларация парламентской ассамблеи стран НАТО — сильный документ. Она оказывает влияние на поведение исполнительной власти стран-членов НАТО. Цели НАТО — демократия и мир, которые нуждаются в том числе в военной защите. Страны-члены НАТО не могут игнорировать эту декларацию», — сказал он.
«Резолюция была принята позавчера (21 ноября — ред.), так что дайте время странам изучить ее и сформулировать свою позицию», — отметил Лотман в ответ на вопрос о перспективах признания РФ страной-спонсором терроризма многими западными странами.
«Это политическая декларация, которая тоже важна. Если Европейский союз признает Россию террористическим государством, это будет иметь огромные последствия на очень долгое время», — добавил депутат Рийгикогу.
Он отметил, что непосредственным влиянием этого призыва станет увеличение военной помощи Украине, например, со стороны средиземноморских стран, которые пока очень умеренно помогали Украине, в основном ограничиваясь гуманитарной помощью. «Та же Испания имеет значительные запасы военной техники и снарядов. Думаю, что скоро увеличатся поставки», — сказал Лотман.
Кроме того, такие декларации усиливают политическое давление на США.
«В США и нижняя, и верхняя палата [Конгресса] признали Россию страной-спонсором терроризма, но провозглашает это не Конгресс, а государственный секретарь. И госсекретарь [Энтони] Блинкен, и президент [США Джо] Байден выразили такое мнение, что сейчас это было бы неуместно, потому что это автоматически закроет все каналы общения с Россией, которые считаются важными», — пояснил Лотман.
Он также отметил, что в США сторонники мира с РФ проиграли, динамика общественного мнения в европейских странах свидетельствует о том, что путинская пропаганда малоэффективна, а закрытые опросы Кремля показывают снижение уровня поддержки войны в российском обществе на 20%.
По словам Лотмана, поражение России в войне положительно скажется на ее будущем. «Для будущего России очень важно, чтобы Украина одержала решительную победу», — сказал Лотман, добавив, что российский режим в любом случае изменится под влиянием этих событий, потому что «он уже дышит на ладан».
Лишение граждан РФ права голоса на местных выборах поможет Эстонии
По словам Лотмана, обсуждаемое сейчас на политическом уровне решение лишить проживающих в Эстонии граждан России права голосовать на муниципальных выборах является логичным шагом в условиях конфликта.
«Это поможет Эстонии. Во-первых, это не совсем так, что эти люди (муниципальные политики — ред.) занимаются только коммунальными делами. В выборах президента на определенном этапе участвуют представители муниципальных властей. Второе, если у нас будут в военное время отдельные муниципалитеты, выбранные пропутинскими гражданами стран-агрессоров, то это видится если не угрозой национальной безопасности, то, во всяком случае, [будет иметь] очень неприятные психологические последствия», — сказал депутат Рийгикогу.
«При этом я не говорю о Нарве, где муниципалитет как раз очень проэстонский. Я говорю о Маарду, я говорю о Таллинне», — добавил он.
«EKRE — самая пропутинская партия»
Отвечая на вопрос ведущего, значит ли это, что эстонские политики исходят из предположения, что граждане России будут обязательно голосовать за «пропутинский элемент», Лотман ответил, что и граждане Эстонии могут голосовать за «пропутинский элемент».
«Не то что могут, а будут. Сейчас основная пропутинская партия — это не социалисты, и не какая-то несуществующая русская партия, а самые крепкие якобы эстонские националисты — EKRE», — сказал депутат Рийгикогу от Isamaa.
«Не нужно преувеличивать драматизм — и опасности, и законодательных инициатив. Если в комнате по углам пыль, то не нужно считать, что у вас завтра будет аллергия и астма, но прибрать в комнате нужно, особенно во время войны», — добавил Лотман, отметив, что с точки зрения России эта война ведется с Западом.
Отказ от школьного образования на русском не является ассимиляцией
По словам Лотмана, война в Украине стала толчком для целого ряда решений в Эстонии.
«Украина стала катализатором процессов. Переход на эстонское образование — об этом говорится 30 лет. Теперь благодаря усилиям путинского режима дело решительным образом сдвинулось с мертвой точки», — сказал он, отметив, что получение школьного образования на эстонском улучшит социально-экономические перспективы русских школьников.
«Мы же не отправляем русских в эстонские школы, мы просто переводим русские школы на эстонский язык. Зачем это делается? Очень простое объяснение: мы не хотим ассимилировать русских, мы не хотим из русских делать эстонцев. В русских школах будет оставаться национальное самоопределение русских, но на эстонском языке», — пояснил он смысл реформы.
Ведущий поинтересовался у Лотмана, не следует ли оценивать как попытку ассимиляции план Министерства образования, согласно которому в русских школах уроки родной речи и литературы останутся только в виде факультативов и на определенных условиях.
«Понимаете, в любом случае из русских не делают эстонцев. Это не совсем так. Что значит будет оставаться факультативным? Значит, кто хочет, тот будет заниматься. А вы хотите, чтобы русская культура была навязана насильно? Если захотят, то будут знать, а не захотят — не будут», — ответил профессор семиотики.