Большинство американцев никогда не слышали о Юрии Швеце. Он бывший советский офицер КГБ, который пару лет служил в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1980-х годах. После распада Советского Союза Швец написал книгу с критикой своих бывших коллег из КГБ. В результате он подвергся ограничениям, но в течение года ему удалось переехать в Соединенные Штаты, и в конце концов он стал американским гражданином. Он использовал свою новую личность, чтобы продвигать свои личные интересы и отомстить своим бывшим коллегам за то, что они отвергли его, — пишет OpsLens.
Швец и убийство Литвиненко
Впервые Швец привлек внимание Запада в 2006 году, после того как бывший офицер российской ФСБ Александр Литвиненко был убит в Лондоне в результате отравления полонием. Расследование показало, что Литвиненко был убит за разоблачение организованной преступной деятельности российских спецслужб, в частности роли Владимира Путина в заказе убийства российской журналистки Анны Политковской.
Пока весь мир был сосредоточен на роли Путина в обоих убийствах, на сцене появился Юрий Швец, заявивший, что знает об этом деле изнутри. Он сказал, что «настоящей причиной» убийства Литвиненко было досье, над которым он работал в сотрудничестве со Швецом, о возможных британских инвестициях в Россию.
Швец рассказал Би-би-си, что передал досье в Скотланд-Ярд. Би-би-си назвала его человеком, «который консультирует предприятия и частных лиц по юридическим вопросам и вопросам безопасности в бывшем Советском Союзе», что прозвучало как реклама его услуг. Неясно, был ли его мотив просто корыстным или он также пытался снискать расположение России, отвлекая внимание от роли Путина в двух убийствах.
Опираясь на теорию заговора Трампа и России
Когда президента Трампа обвинили в сговоре с Россией, Швец увидел шанс снова включиться в публичный диалог. Известный любитель заговоров Крейг Унгер работал над книгой о президенте Трампе и России. Унгер наиболее известен серией книг, в которых оба президента Буша обвиняются в сговоре с королевской семьей Саудовской Аравии с целью сокрытия аспектов террористических атак 11 сентября 2001 года.
Унгер обвинил семью Бушей в сговоре с Аль-Саудом с целью получения личной финансовой выгоды. Его книга о Трампе была столь же предвзятой, и Швец представил несколько маловероятных утверждений. Он утверждал, что КГБ идентифицировал Трампа в 1980-х годах как потенциального кандидата в президенты. Он утверждал, что КГБ разглядел в Трампе способности государственного деятеля еще тогда, когда он был печально известным международным плейбоем. На самом деле, как утверждал Швец, КГБ поощрял Трампа баллотироваться на пост президента, посеяв семена, которые в конечном итоге вылились в «маньчжурского кандидата». В очередной раз целью сотрудничества Швеца стала самореклама путем ассоциации с текущими новостями.
Украинские военные заговоры: шпион против шпиона
Война в Украине дала Швецу еще одну возможность включиться в международный диалог. Этнический украинец, бывший советский шпион использовал любую возможность, чтобы выступить против украинских служб безопасности, вместо того, чтобы критиковать российскую агрессию. Он ухватился за недавнее сообщение о смерти украинского бизнесмена, имевшего связи с украинскими спецслужбами.
На прошлой неделе Wall Street Journal сообщил о смерти Дениса Киреева, бизнесмена, управлявшего активами семьи миллиардеров в России. Киреев поддерживал хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной с 2014 по 2022 год. Но с началом войны он, как говорят, передал украинской службе военной разведки (ГУР) критически важную информацию, которая позволила Украине защитить киевский аэропорт от первого удара России.
Также на прошлой неделе Washington Post опубликовала статью о поездке Билла Бернса в Украину для консультаций. В статье упоминалось, что украинцы доверяют Бернсу, потому что он предупредил их об опасности для киевского аэропорта еще до вторжения. Швец берет этот пример двух источников разведки, подтверждающих сообщение, и называет это противоречием. «Бернс рассказал Украине об аэропорте или Киреев?» — с упреком спросил он на своем YouTube-канале. «Что хорошего в нашей военной разведке, если они не могут отличить Киреева от директора ЦРУ Бернса?» И он повторяет свой тезис до отвращения в течение усыпляющих 45 минут.
Швец использует свой канал на YouTube для продвижения токсичной теории заговора в стиле КГБ, делая вид, что существует противоречие между Washington Post и Wall St. Journal. Его отупляющие разглагольствования о противопоставлении директора ГУР Буданова директору ЦРУ Бернсу превращаются в бессвязный тезис о Буданове, роли Киреева и Бернсе.
Он намеренно искажает правду, отвлекая внимание от общей картины, а именно от того, что ГУР сыграл важную роль в победе в битве за Киев. Кроме того, он опускает важную цитату из Washington Post официального представителя США, которая подтверждает активное сотрудничество между американскими и украинскими разведывательными службами: «Директор Бернс ездил в Киев, где встречался с коллегами из украинской разведки, а также с президентом Зеленским и укреплял нашу постоянную поддержку Украины в ее защите от российской агрессии». Его цель, кажется, состоит в том, чтобы создать раскол между ГУР и ЦРУ — классическая тактика КГБ — путем объединения двух сюжетных линий, которые не имеют реальной связи.
Украинские и западные военные разведывательные организации тесно сотрудничают против российского вторжения. Украинская ГУР, очевидно, предупрежденная как ЦРУ, так и Киреевым, успешно отразила российскую атаку на киевский аэропорт. ГУР также добился больших успехов в диверсионных операциях против российских объектов. Обмен разведывательными данными, несомненно, играет роль в некоторых из этих успехов. Хотя в любой войне присутствует естественный хаос, нет никаких признаков раскола между Украиной и ее западными союзниками.
Если бы Швец не был профессиональным шпионом, прошедшим обучение в КГБ, его бессвязное повествование можно было бы легко счесть бесцельными теориями заговора, нацеленными только на получение просмотров и кликов. Но весь его подход попахивает тактикой КГБ, отработанной за столетие, чтобы вбить клин между союзниками. Почему это так важно для него, особенно сейчас? Чьим интересам служат эти усилия? Чьим интересам служит Юрий Швец? Пришло время, чтобы кто-то исследовал его, чтобы ответить на этот вопрос.