Коррупционный индекс TI: Россия стремится ко дну

В ежегодном Индексе восприятия коррупции от Transparency International Украина удостоилась комплиментов, а Россия установила очередной антирекорд.

Новый год — новый антирекорд. В ежегодном Индексе восприятия коррупции за 2023 год, опубликованном во вторник, 30 января, Россия побила собственный отрицательный показатель. Что, впрочем, характерно для немалого числа стран Восточной Европы и Центральной Азии. «Печальной» описывают ситуацию авторы показателя в разделе, посвященном этому региону.

Индекс восприятия коррупции составляет Transparency International, международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Берлине. Она основана в 1993 году с целью борьбы с коррупцией и профилактики связанных с ней преступлений. Авторы подчеркивают, что речь идет именно о восприятии коррупции, то есть субъективном ощущении. В списке из 180 стран Россия занимает 141-е место. Тройка лидеров этого года — Дания, Новая Зеландия и Финляндия.

Как указано в докладе, откат от демократии и ослабление судебной системы сводят на нет борьбу с коррупцией, поскольку полиция, прокуратура и суды не в состоянии привлечь виновных к ответственности. Среди стран, побивших собственные антирекорды, кроме России оказались Турция, Сербия и Таджикистан.

Зато Украина поднялась в рейтинге на 10 пунктов (104-е место в индексе). Эстония тоже существенно улучшила показатели, поднявшись на 12-ю строку. Как говорят в Transparency, обе страны делают ставку на цифровые инструменты государственного управления и борьбы с коррупцией. Борьбу с коррупцией в Украине подстегнула и перспектива переговорного процесса о вступлении в Евросоюз, один из акцентов которого — борьба с коррупцией, пишут авторы доклада.

Восприятие коррупции в России: опять «двойка»

Директор российского подразделения Transparency International Илья Шуманов в интервью Deutsche Welle сказал, что негативная динамика в России прослеживалась давно, однако из-за давления на прессу и прежде всего войны РФ против Украины все государственные меры борьбы с коррупцией потеряли эффект. «Последний год стал и для экспертов, и для профессионального сообщества сигналом о том, что в России ситуация с коррупцией гораздо хуже, чем была последние десять лет», — заявил Шуманов.

Индекс составлен на основании экспертных оценок из 13 источников, среди которых — Всемирный банк и Всемирный экономический форум, а также еще десять консалтинговых компаний и аналитических центров, в том числе Африканский банк развития, Фонд Бертельсмана (Bertelsmann Stiftung), а также американская неправительственная организация Freedom House, которая объявлена в России «нежелательной». Таким же статусом в 2023 году наделена в РФ и сама Transparency International.

Глобальный тренд: авторитаризм стимулирует коррупцию

По словам исполнительного директора Transparency International Александры Херцог (Alexandra Herzog), рейтинг возглавляют страны с сильными демократическими институтами, а ограничения свободы прессы и общественной деятельности в авторитарных странах, напротив, осложняют борьбу с коррупцией. Представитель TI утверждает, что есть связь между Индексом восприятия коррупции и правовым государством. В странах, где структуры правового государства слабы, уровень коррупции высок — и наоборот. Это показательно на примере Турции (115-е место в индексе) и Венгрии (76-я позиция, худший показатель среди стран-членов ЕС). Эти две страны — антилидеры рейтинга. С 2012 года их позиции ухудшились сильнее всего.

Другой глобальный тренд — так называемая «стратегическая коррупция», подкуп политических деятелей в Европе как инструмент внешней политики и как шанс получить рычаг влияния на политические процессы в Европе. «Нам срочно нужно укреплять нашу политическую систему от незаконного влияния извне», — сказала Херцог.

Один из примеров так называемой «стратегической коррупции» — скандал с подкупом политиков в Европе правительством Азербайджана. В понедельник, 29 января, стало известно о предъявлении обвинений двум бывшим депутатам германского бундестага, которых обвиняют в получении взяток от властей этой закавказской республики.

Лидеры: Северная Европа и Новая Зеландия

В лидерах рейтинга традиционно находятся скандинавские страны и далекая Новая Зеландия. Причем государства Северной Европы отличаются не только самым низким уровнем коррупции в мире, но и самым высоким уровнем подоходного налога — его ставка может достигать 53 процентов. Есть ли здесь взаимосвязь?

Как считает Илья Шуманов, существует прямая взаимосвязь с тем, является ли гражданин налоговым агентом, то есть сам ли он сдает налоговые декларации, видит ли он тот объем отчислений, которые идут у него из кармана в бюджет, либо это делает за него предприятие, работодатель, и человек не воспринимает это как дополнительную форму обременения. «В этом смысле в Скандинавии совокупность высоких налогов с нетерпимостью к коррупции и этическими стандартами и формируют среду, в которой коррупция невозможна», — указывает эксперт.

По словам Шуманова, коррупция — один из ключевых триггеров антиправительственных протестов по всему миру. «Есть целые исследования о связи протестной активности и уровня коррупции в стране. И там прослеживается четкая связь между вспышками протеста и коррумпированностью, который, собственно, является индикатором несправедливости в обществе», — говорит он.