Специальный комитет Европейского парламента (PEGA), созданный для изучения использования систем для прослушивания частной переписки между государствами-членами Европейского Союза, утвердил вчера отчет о годовом расследовании — пишет in Cyprus.
Отчет представляет Кипр как центр распространения шпионского программного обеспечения.
Результаты голосования по отчету являются четким сигналом, поскольку подавляющее большинство представителей PEGA — всего 30 депутатов из 38 Европарламента — одобрили его содержание.
Что касается сообщений о Кипре, то в рекомендации отмечается, что Комитет по расследованию пришел к выводу, что «имеются доказательства недобросовестного управления на Кипре в отношении осуществления постановления Европейского союза о предметах двойного назначения, что требует тщательного надзора».
Как известно, эти предметы (двойного назначения) получили такое обозначение, потому что они могут быть использованы как с пользой для общества, так и со злым умыслом.
Кипр призвали тщательно оценить «все экспортные лицензии, выданные им на шпионское ПО, и отозвать их в случае необходимости», а также пересмотреть «рассылку материалов программного обеспечения для наблюдения между рынком Европейского Союза, между государствами-членами ЕС и составить карту».
В 23-м пункте, зафиксированном в рекомендательном отчете, Кипр представлен как страна, из которой экспортируется программное обеспечение репрессивным режимам по всему миру.
Кроме того, кипрским властям предлагается обнародовать результаты дела о шпионском фургоне и расследовать вместе с Европолом все обвинения в незаконном использовании и экспорте шпионского ПО против журналистов, юристов и граждан. Также говорят о необходимости присоединения Кипра и Израиля к Вассенаарскому пакту. Кипр подал заявку на присоединение к пакту, но Турция наложила на него вето в 2006 году. Вассенаарский пакт был подписан большим количеством стран, чтобы иметь надлежащий контроль над экспортом предметов и технологий двойного назначения (например, шпионское ПО) с целью международного контроля.
Среди прочего, в отчете предлагается, чтобы Европейская комиссия контролировала страны-экспортеры двойного назначения, такие как Кипр и Болгария, или усилила соответствующее регулирование, чтобы избежать экспорта в другие страны.
Кипр также называют базой для компаний, торгующих программным обеспечением, таких как Pegasus (NSO) и Predator (Intellexa).
Следует отметить, что многие моменты и предложения касаются Греции, Польши, Венгрии и Испании. Проводится корреляция между скандалом, охватившим Кипр в 2019 году, и делом о прослушке, которое касалось Греции.
После вчерашнего голосования председатель комитета Йерун Ленарс (EPP, Нидерланды) заявил, что расследование показало, что шпионское ПО использовалось для нарушения основных прав и создания угрозы для демократии во многих странах-членах ЕС, наиболее вопиющими случаями которых являются Польша и Венгрия. «Использование шпионского ПО всегда должно быть пропорциональным и одобренным независимой судебной властью, чего, к сожалению, нет в некоторых частях Европы», — сказал он.
К сожалению, опасения, по поводу безответственности в отношении программного обеспечения для наблюдения у которых Кипр был «инкубатором», подтвердились. Вопрос в том, что прошлое правительство это не признавало.