Дочь пособника войны Хуснуллина проживает на Кипре и владеет сетью зарубежных офшоров

Марат Хуснуллин, вице-премьер по строительной политике, — личность непубличная. В отличие от своих коллег он редко попадает на первые полосы изданий из-за пропагандистских высказываний. Тем не менее он играет важную роль в войне Владимира Путина — отстраивает оккупированные территории Украины.

Хуснуллин — яркий представитель «кумовского капитализма». Его многочисленные деловые партнеры занимают ключевые посты в московском стройкомплексе.

В 2022 году Хуснуллин заслуженно оказался в санкционных списках Украины и Евросоюза, но его семья успешно продолжает вести дела в «недружественных странах». Ведь о зарубежных активах родни Хуснуллина до этого момента известно не было. Центр «Досье» обнаружил поместье неподалеку от Парижа, виллу на Кипре, бизнес на Лазурном берегу и другую собственность близких вице-премьера. В этом расследовании мы рассказываем, как приближенные Хуснуллина превращают свои связи в капитал, причем за рубежом.

Марат Хуснуллин — не политик, а скорее «эффективный менеджер». Политические процессы страны он не комментирует, в публичном поле изъясняется языком «мастер-планов» и «пятилеток». Подвластные ему области — жилищная политика, ЖКХ, качество дорог, развитие регионов и муниципалитетов, а также процветание Южного федерального округа.

В 2022 году он готовил оккупированный Россией юг Украины к референдумам — занимался реконструкцией местной инфраструктуры. Чиновник регулярно отчитывается о визитах в украинские города в личном Telegram-канале. За лето 2022 года он успел несколько раз посетить Мелитополь, Херсон, Мариуполь и многие другие захваченные населенные пункты.

Еще в марте 2022 года в этих городах велись затяжные бои, унесшие множество жизней и разрушившие гражданскую инфраструктуру. Теперь по местным улицам голубем мира снует Марат Хуснуллин: общается с местными жителями и рассказывает о планах реконструкции домов, пострадавших от рук российских солдат. Противоречий между своей деятельностью и разрушительными последствиями войны Хуснуллин, кажется, не замечает. Вот он в августе 2022 года — с тех пор Изюм освободили украинские военные — благодарит российских военных за их работу:

«Отдельно хочу сказать спасибо нашим военным. Находясь в Изюме, увидел организацию их работы. Спасибо и за то, что помогали с организацией моего приезда».

Вот хвалит местную администрацию, которую в Украине называют «коллаборантами» за сотрудничество с российскими властями:

«После Мариуполя побывал в городе Изюм Харьковской области. Хочу отметить хорошую работу местной администрации. Вот, например, побывал на хлебозаводе, который оперативно восстановили, и теперь он кормит и местных жителей, и военных. Хлеб, кстати, очень вкусный».

Вот с главой ДНР Денисом Пушилиным разговаривает с немногими пришедшими жителями Мариуполя.

Одно из главных обещаний вице-премьера в военное время — восстановить Мариуполь за три года. Он проанонсировал развитие туризма, возведение парковых зон и новых набережных, внедрение электробусов и прочие традиционно московские «ноу-хау». Территорию завода «Азовстали», где два месяца продолжались ожесточенные бои и защитники которого сейчас находятся в российском плену, Хуснуллин предложил реконструировать в качестве места отдыха.

Рабочие поездки по захваченным областям Хуснуллин совершает потому, что в апреле 2022 года Владимир Путин назначил его куратором восстановления Херсонской области, Запорожья и Донбасса. Работать на оккупированных территориях вице-премьеру не впервой — с января 2020 года он курирует строительные работы в Крыму и Севастополе.

Бывший аналитик «Единой России» Леонид Васюк считает, что вояжи Хуснуллина на юг Украины — это демонстрация контроля над ситуацией.

После подрыва Крымского моста осенью 2022 года Хуснуллин одним из первых побывал на месте происшествия — его назначили куратором восстановления моста. Так вице-премьер помогает имитировать «путинскую стабильность» во время войны.

Казалось бы, все справедливо: воплощаешь колониальную политику Кремля — становишься отрезанным от остального мира. Но не тут-то было. Члены семьи Марата Хуснуллина продолжают вести бизнес в Европе и пользоваться ее благами.

Моя семья — моя крепость

Марат Хуснуллин родился в Казани, но своей родиной он называет маленький городок Чистополь в центре Татарстана. По словам зампреда правительства, он посещает этот город пару раз в год. Эти визиты можно объяснить не только ностальгическими чувствами, но и бизнесом. Ведь именно в Чистополе располагаются основные активы семейства Хуснуллиных.

У Хуснуллина двое совершеннолетних детей — дочь Алина и сын Альберт. Последний делает большие шаги в агропромышленности: в 2020 году он зарегистрировал АО «Холдинговая компания “Чистополье”».  По данным «Коммерсанта», в распоряжении «Чистополья» более 150 тыс. га земель. В сам холдинг входит 20 агрокомпаний, их совокупная выручка за 2021 год составила 4,6 млрд рублей . Агрохолдинг занимается выращиванием и продажей зерна, а также производством молочной продукции.

Алине Хуснуллиной ближе сфера услуг: она совладелица гостиницы «Чистополь» и входит в наблюдательный совет Делового медицинского центра. Вместе с бизнесом Алины и Альберта Хуснуллиных семья вице-премьера консолидировала активы стоимостью 3,2 млрд рублей.

Помимо российского бизнеса дочь Хуснуллина, судя по всему, владеет целой сетью зарубежных офшоров.

Алина Киреева

Евгений Киреев

Алина Хуснуллина, в замужестве Киреева, проживает на Кипре. Ее супруг — Евгений Киреев, сын генерального директора Новороссийского морского торгового порта Сергея Киреева. Евгений — гражданин Кипра, утверждает наш источник, знакомый с семьей.

О том, что чета Киреевых проживает на Кипре, свидетельствует не только знакомый семьи, но и открытые источники.

Вот, например, смета заказов банных срубов — мы нашли ее в открытом доступе в интернете. Согласно ей, некий Mr. Kireev Evgeniy заказал в родном Новороссийске баню в разобранном состоянии с доставкой до кипрского Лимасола. Стоила баня 25,6 тыс. долларов — почти 2 млн рублей.

Скриншот сметы заказов. Источник drgroup.ru

По адресу получателя расположена просторная трехэтажная вилла с бассейном, садом, беседкой и той самой баней в конце участка. Общая площадь виллы — почти 1000 квадратных метров, участка — 1720 квадратных метров. Все это в одном из самых престижных районов пригорода Лимасола. Согласно некоторым объявлениям о продаже вилл, в этом же районе находится находится резиденция президента Кипра. Исходя из средних цен на квадратный метр в этом районе, мы оцениваем стоимость этой виллы в 4,5 млн евро.

Как и многие успешные женщины, Алина Киреева увлекается спортом. Например, бегает марафоны. В 2016 году она принимала участие в международном забеге Лимасола как гражданка Кипра и представительница группы компаний Fortress Group.

Группа компаний оказалась настоящей офшорной сетью семейного офиса Хуснуллиных — Киреевых.

Флагманских компаний у группы всего пять: это кипрские Fortress Nominees, Fortress Secretarial, Fortress (Far East) CY, белизская Fortress Services Belize и гонконгская Fortress (Far East). Они объединили под собой 37 офшоров. Деятельность этих компаний абсолютно разная: перевозки, инвестиции, бизнес-менеджмент и торговля недвижимостью. Чем же на самом деле занимаются фирмы, доподлинно не известно. Вероятнее всего, они нужны для сокрытия недвижимости, налогов и вывода денег на офшорные счета в интересах как Сергея Киреева, так и самого Марата Хуснуллина.

По словам нашего источника, помимо семейных связей Сергея Киреева и Марата Хуснуллина может связывать общий интерес — деньги. Он допускает, что благодаря связям в стройкомплексе вице-премьер мог помогать отмывать Сергею Кирееву нелегальный доход:

«Хуснуллин — это партнер, который вас не кинет, который вас прикроет, у которого колоссальные связи с Мишустиным».

Схема офшоров Fortress Group

«Бизнес никогда напрямую не будет принадлежать бенефициарам и будет являться какими-то договоренностями. Допустим, у Алины и Евгения Киреевых есть общий бизнес. Они не будут там светиться. Это будут кипрские номиналы или удачный беларусский инвестор, который приехал, открыл им офшоры и передал ключи.

Этот бизнес построен на максимальной анонимности для их владельцев, для бенефициаров настоящих. Вскрыть это вы можете только косвенными доказательствами, косвенным путем», — рассказал источник, некогда работавший со свекром Хуснуллиной Сергеем Киреевым.

Так Киреевы замкнули цепочку офшоров друг на друге, чтобы истинных владельцев было невозможно отследить. Но это у них получилось плохо.

Например, один из офшоров — Stamukha Shipping Limited — в августе 2022 года купил у номинала Логинова Романа Николаевича в Сочи 30,5-метровую яхту модели Yacht AB-100 из Италии и спустя два дня перепродал ее в АО «Флот НМТП» в Новороссийск. «Флот НМТП» — государственная компания. Она занимается обслуживанием кораблей самого большого в России портового оператора. То есть покупка, вероятно, была совершена в пользу главы НМТП Сергея Киреева, свата Марата Хуснуллина, ну или кого-нибудь еще в этой компании. Соответствующую закупку обнаружить не удалось.

Данные о покупке яхты

Стоимость яхты — 11 млн евро за стандартную комплектацию и 12,5 млн за кастомизированную. В рублевом эквиваленте цена составит порядка 682 млн рублей по курсу на момент сделки.

Производитель описывает яхту как мощную, тихую и быструю — от Майями до Багам на судне можно добраться за 45 минут. В стандартной комплектации яхты на нижней палубе находятся комфортабельные гостевые каюты, ванна с душевой и кухня. На верхней палубе — просторная гостиная, на носу и крыше — пространства для отдыха и солнечных ванн, на корме — пляжная зона.

На счету у Fortress Group есть и другие крупные покупки. В 2017 году Maxadona Investments Ltd. выкупила у бывшего банкира Юрия Милюкова  агентство недвижимости SCI Lares. На него записан старинный особняк в коммуне Винёй-Сен-Фирмэн в 20 километрах от ПарижаСтоимость поместья — 2,35 млн евро, то есть 164,5 млн рублей. Так как Maxadona Investments подчинена группе компаний Fortress, мы можем сделать вывод, что его конечные владельцы — семья Киреевых — Хуснуллиных.

Представьте, что вы собираетесь на шопинг по одной из самых люксовых улиц Парижа — Сен-Оноре. Эта улица — воплощение французского шика. Здесь расположены бутики именитых модных домов: Gucci, Roberto Cavalli, Escada, John Galliano. Добраться оттуда до особняка, расположенного по адресу: 18 Републик, получится всего за 50 минут.

По приезде обратно вы сможете насладиться видом на аристократический шик Франции. Ведь неподалеку от особняка расположен замок Шантийи — одна из самых знаменитых резиденций эпохи старого порядка. Этим замком владел герцог Омальский, сын последнего короля Франции.

Особняк Хуснуллиных и замок Шантийи Источник: «Google Карты»

Трехэтажный особняк оффшоров семейства Хуснуллиных тоже выглядит как архитектурный памятник позднего Средневековья: некогда желтая каменная кладка, балюстрада на крыше, шпиль и старинный забор. В нем даже имеется отдельный, черный, вход для прислуги. К особняку прилегает сад площадью больше 7 тыс. квадратных метров — для променадов.

Финансовый отчет Hematite Holdings

Ранее журналистам было известно только о двух офшорах, связанный с Алиной Киреевой. Первый — Brenigton Enterprises Limited. Его обнаружили при публикации базы офшоров Panama Papers. Еще у одного офшора — Venatici Киреева-Хуснуллина выкупила элитную квартиру в центре Москвы стоимостью 160 млн рублей.

Но дочь вице-премьера не единственная, кто владеет зарубежными активами в клане Хуснуллиных.

Лазурная жизнь

Между Ниццей и Монако, на Лазурном берегу, расположился маленький курортный городок Болье-сюр-Мер. В переводе название буквально означает «красивое место у моря». В период французской Прекрасной эпохи многие богачи и знаменитости построили там личные резиденции. Например, инженер Густав Эйфель и изобретатель Айзек Зингер.

Самый популярный тип зданий курорта — вилла, а цены на жилье соответствуют шикарному образу города. Цены на Airbnb за квартиры и кондоминиумы — от 2 до 6 тыс. евро в месяц. Стоимость аренды большинства вилл в этой местности арендодатели скрывают, но начинаются они от 25 тыс. евро в месяц. Работать с недвижимостью в этом городе выгодно — ежегодно туда прибывает более 10 млн туристов.

Казалось бы, как Французская Ривьера связана с подсанкционным Маратом Хуснуллиным, который с этого года выезжает только на оккупированные территории Украины? Как выяснилось, напрямую.

В 2015 году, будучи советником вице-мэра Хуснуллина, его кузен Ильдус Минниханов приобрел агентство недвижимости Azur Life — «Лазурная жизнь» по-русски. Офис агентства располагается на одной из центральных улиц Болье-Сюр-Мер.

Офис Azur Life Источник: сайт Azur Life

«Вы приезжаете на Лазурный берег на отдых и не желаете проводить его, занимаясь решением накопившихся дел, связанных с владением недвижимостью?

Мы готовы сделать это за вас.

Больше не придется искать номера телефонов всевозможных служб и инстанций, просить знакомых, говорящих по-французски, разобраться с письмами от налоговой, выяснять, почему не работает интернет или отключили электричество, а оплата штрафа за превышение скорости безнадежно просрочена…», — обещает Azur Life.

В список услуг входит и аренда яхт, организация приездов, мероприятий и многое другое. Выходит, клиенты Azur Life — люди далеко не среднего достатка. Свой доход тем не менее агентство тщательно скрывает под грифом «Конфиденциально».

В июне 2022 года, после назначения Хуснуллина куратором строительства оккупированных украинских территорий, Ильдус Минниханов продал свою долю совладелице агентства Azur Life Наталье Виноградовой. Сделка была номинальной: 60% акций обошлись Виноградовой в 498 евро, что в разы меньше месячной аренды любой из сдаваемой агентством квартир. Вполне вероятно, что подлинными бенефициарами агентства остается семейство Миннихановых.

Кристина Минниханова (слева) Источник: соцсетиКристина Минниханова (слева) Источник: соцсети
Лиана Минниханова Источник: соцсетиЛиана Минниханова Источник: соцсети
Венера Минниханова Источник: соцсетиВенера Минниханова Источник: соцсети

Все они тяготеют к бьюти-индустрии. Например, у супруги Ильдуса Минниханова есть свой небольшой магазинчик на Wildberries, который гордо называется «модное ателье». Дочери он приобрел салон красоты, а его сестра владеет шоурумом в центре Москвы. Названия заведений оригинальностью не отличаются и как бы свидетельствуют о клановой принадлежности к Миннихановым. «Ателье» и салон красоты называются Khan (сокращенно от MinniKHANova), а шоурум — Venera M.

Помимо любви к моде и красоте эти женщины любят путешествовать. Чаще всего об отпуске отчитывается кузина Марата Хуснуллина Венера Минниханова. Она летает в другие страны 2–3 раза в год и чаще всего бывает в Турции, Италии и на Лазурном побережье Франции.

Фотографии из Болье-Сюр-Мер Венера Минниханова публикует с 2014 года, когда ее брат приобрел там агентство недвижимости. В посте под первой же фотографией из Французской Ривьеры она благодарит семью и брата — видимо, за то, что, будучи у власти, они обеспечили ту жизнь, которую без коррупции они не могли бы себе позволить.

Летом 2021 года в маленьком швейцарском городке Монте случилось несчастье. Закрылась «жемчужина экономического наследия» города — завод по производству синтетических алмазов Jeva. Предприятие не первый год находилось на грани разорения, и в последний момент его попытался спасти местный герой — Ильдус Минниханов. Его фирма KHAN Art Holding Sàrl выкупила завод в 2020 году и попыталась восстановить производство алмазов. Но что-то пошло не так.

«Были изучены различные решения, но ни одно из них не решило текущие проблемы», — поделился Минниханов местному изданию.

Несмотря на провал в производстве алмазов, швейцарская фирма KHAN Art Holding Sàrl продолжает существовать. Потерпев неудачу в Монте, компания сменила город регистрации на Ньон, что неподалеку от Женевы.

***

В то время пока родственницы Хуснуллина летают по курортам, Россия продолжает бомбить Украину. А Марат Хуснуллин — посещать оккупированные украинские города и выстраивать там российскую политику.

Вопросы вызывает и само происхождение зарубежных активов. Ведь их суммарная стоимость — это миллионы, а то и десятки миллионов евро. Алина и Евгений Киреевы — дети хоть и высокопоставленных, но все-таки госслужащих. А кузен Хуснуллина своей карьерой во многом обязан вице-премьеру.