Кипр совершает «решительный поворот к Западу» — Politico

Несмотря на то, что Кипр долгое время рассматривался как разделенный остров из-за конфликта с Турцией и как убежище для отмывания российских денег, он добился успехов в переходе на сторону США, говорится в комментарии Politico, опубликованном в понедельник. В связи с этим открываются широкие возможности для развития сотрудничества в сфере безопасности между обеими странами, говорится в статье.

Статья, написанная Иво Даалдером, бывшим послом США в НАТО и генеральным директором Чикагского совета по глобальным делам, начинается с цитаты президента Никоса Христодулидиса, в которой он говорит: «Вы видите Кипр как проблему. Но это неправильно. Вы должны рассматривать Кипр как решение».

Даалдер, автор колонки Politico «Across the Pond», согласился с этим утверждением, подчеркнув, что США уже давно рассматривают Кипр как проблему из-за его статуса разделенного острова, который продолжается уже 50 лет.

Тем не менее, остров может предложить гораздо больше, чем «проблема», сказал Даалдер. Он отметил роль Кипра как стабильной страны в регионе, охваченном конфликтами, и страны, которая работает «над очисткой печально известной коррумпированной банковской системы».

Статья появилась в тот момент, когда министр иностранных дел Кипра Константинос Комбос находился в США и встречался с госсекретарем США Энтони Блинкеном, где связи между двумя странами были подняты на новый уровень.

Даалдер встретился с Комбосом в воскресенье, согласно сообщению министра на сайте X.

Кипр «больше не является главным направлением для легких российских денег», — написал Даалдер.

«Правительство Никосии пригласило ФБР и сотрудников Министерства юстиции США помочь в расследовании отмывания денег и другой преступной деятельности, открыло свою бухгалтерию, реформировало свои учреждения и сотрудничает в расследованиях, проводимых ФБР, даже в отношении своих собственных граждан.

«Никосия также прекратила свои долгие и уютные отношения с Москвой, решительно повернувшись лицом к Западу — в частности, к США».

Несмотря на разделение Кипра, он является «островом стабильности во все более неспокойной части мира, обеспечивая платформу для политических, экономических, гуманитарных и военных контактов на пересечении Европы с Ближним Востоком».

Он отметил, что ценность острова особенно возросла после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября.

Кипр сыграл свою роль в эвакуации американских граждан из таких стран, как Израиль и Ливан, где он также предоставил «свою территорию и воды американским военным», чтобы подготовить их к ожидаемой эскалации войны.

Это также привело к материализации морского гуманитарного коридора — плана «Амальтея», по которому в Газу отправляется помощь.

В совокупности это указывает на геостратегическое партнерство между Никосией и Вашингтоном, которое может дать США «множество преимуществ».

Хотя с 2018 года США предприняли небольшие шаги, подписав двустороннее заявление о сотрудничестве в области безопасности и отменив эмбарго на поставки оружия, Даалдер считает, что Вашингтон «мог бы опираться на прочные отношения острова с Израилем, Египтом и палестинцами, помогая работать над долгосрочным урегулированием войны в Газе».

«Он стал бы мощным противодействием попыткам России и Китая распространить свое стратегическое влияние на восточное Средиземноморье. Это укрепит энергетические связи с Грецией, Израилем и Египтом».

Это также укрепит доверие между США, ЕС и НАТО и даже потенциально убедит Анкару в том, что спустя 50 лет настало время найти справедливое дипломатическое завершение конфликта.

«Сильное партнерство США и Кипра вполне может стать ключом к превращению кипрской проблемы в кипрское решение», — заключил он.