Руководство Ирана утаило реальную статистику по заражениям и смертям инфицированных коронавирусом, настоящие цифры выше в два-три раза, сообщает персидская служба BBC со ссылкой на информированный источник.
BBC приводит «собственные сведения руководства» страны о ситуации с коронавирусом, согласно которым по состоянию на 20 июля в Иране скончались почти 42 тысячи человек с симптомами коронавируса. Однако, по официальным данным Минздрава Ирана, по состоянию на эту же дату умерли 14,5 тысяч человек.
По данным руководства страны, к 20 июля инфицированных коронавирусом в Иране было около 451 тысяч человек, тогда как по официальным открытым данным — 278,8 тысяч. Первая смерть от COVID-19 была зарегистрирована в Иране 22 января — за месяц до того, как власти официально объявили об этом.
Информация, полученная от анонимного источника, включала в себя детали о пациентах, зарегистрированных в больницах: имя, возраст, пол, симптомы болезни и дата, а также продолжительность нахождения в больнице. Источник заявил журналистам, что направил эти данные, чтобы «пролить свет правды» и «положить конец политическим играм вокруг эпидемии».
При этом редакция не смогла установить, действительно ли этот источник состоит на госслужбе, и не знает, каким образом он получил эту информацию. Однако журналистам удалось подтвердить подлинность информации, связанной с некоторыми выздоровевшими пациентами, данные о которых приводил источник.
По последним официальным данным Минздрава Ирана, по состоянию на 2 августа от коронавируса в этой стране скончались 17,1 тысяч человек, а число заразившихся COVID-19 достигло 309 тысяч человек. Сообщается, что к середине марта первоначальный рост смертности превышал данные Министерства здравоохранения в пять раз. Снижение случаев заболевания и смертности было связано с карантинными мерами, введенными в конце третьей недели марта. Однако после ослабления ограничений в конце мая число зараженных и умерших вновь начало расти.
Иранские медики объясняют сокрытие данных давлением, которому министерство здравоохранения Ирана подвергается со стороны местных органов безопасности и разведки. Как рассказал один из них, первоначально у медиков не было наборов для тестирования, а полученные впоследствии наборы использовались недостаточно широко. «Позиция служб безопасности заключалась в том, чтобы не признавать существование коронавируса в Иране», — сказал медик.
Кроме того, обнародование сведений о первом официальном случае заболевания связывают с настойчивостью двух докторов, брат которых умер от коронавируса. Его посмертный тест на коронавирус оказался положительным: в больницу, где умер мужчина, было госпитализировано множество пациентов с симптомами коронавируса, однако ни один из них не подвергался тестированию. Министерство здравоохранения признало первый зарегистрированный случай только после того, как один из докторов выпустил видеозапись с заявлением покойного брата. После этого на государственном телевидении появился репортаж с ложным заявлением о том, что видео было записано на несколько месяцев раньше.
Начало вспышки совпало с парламентскими выборами, что дало верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи повод обвинить своих противников в желании использовать пандемию коронавируса как повод для подрыва выборов. Явка на них при этом была очень низкой, а еще до пандемии Иран пережил целую череду внутренних кризисов, включая скандал со сбитым украинским самолетом и гибелью командующего силами специального назначения «Аль-Кудс» Касема Сулеймани. Как заявил бывший член парламента и экс-работник министерства здравоохранения доктор Нуролдин Пирмоаззен, на фоне пандемии правительство «боялось, что бедные и безработные выйдут на улицы».