Хабаровское начало?

Вот уже три дня, как в Хабаровске арестован местный губернатор Фургал. Три дня протестов и маршей в Хабаровске и других городах края в его поддержку. Три дня прогнозов, выражений солидарности из других регионов и затаенных надежд: неужели началось? Неужели наконец-то с Хабаровского края пошел всеми давно ожидаемый и предсказываемый  «развал России»?!

«Интерфакс» уже пишет вечером, 12 июля, о первых задержаниях мусорами участников акций протеста. Типа, четыре человека, из которых один был пьян, проявляли агрессию, вели себя неадекватно…   Более серьезных препятствий демонстрантам пока что нет, но и число участников этого «праздника непослушания» на третий день уже называется гораздо меньшее, чем легендарные 35 тысяч, вышедшие на улицы и прошедшие маршем по Хабаровску накануне, 11 июля. 

Видимо, накал акции, не встречающей реального противодействия со стороны государства, будет не нарастать, а снижаться. Масштаб уже – не тысячи, а сотни, иногда достигающие тысячи. Если бы «космонавты» в шлемах и скафандрах били хабаровчан дубинками так, как били они москвичей год назад, по поводу недопуска «оппозиционных» кандидатов в Мосгордуму, – возможно, кривая сопротивления государству шла бы по нарастающей. Но если не сопротивляться – весь пар может без особого напряжения и конфликтов просто уйти в свисток. Это тот вариант, который использовало бы УМНОЕ государство. Посмотрим, окажется ли оно в Хабаровске и вообще на Дальнем Востоке  умнее, чем в Москве год назад. Особенно учитывая, что это одно и то же государство, несмотря на расстояние в 6 000 км по прямой, и что «силовые ведомства» вообще не подчиняются никаким региональным начальникам, а только непосредственно Москве.

Уже пошли в ход и конспирологические версии. Мол, арестован Фургал ни за какие не за убийства, о которых в Кремле всегда знали, а за слишком малый процент проголосовавших за «поправки к конституции» в крае. Другие уверяют, что губернатор по  своей жадности стал слишком уж обкладывать китайский бизнес в своем регионе. Ну и, типа,  сработало китайское лобби в Москве: Россия ведь давно по факту младший партнер Пекина.  Поскольку проверить, какое все эти версии имеют отношение к действительности, разумеется, невозможно, то все это просто информационный шум, не более того.

Менты и пёсгвардия, как уже пишут в интернете очевидцы, охраняют «белый дом», штаб-квартиру региональных властей. Впрочем, не сообщается не то что о желании горожан ее штурмовать, но даже о каком-либо  разбитии около «белого дома» палаток, как тоже многие уже советуют в интернете, чтобы получился полноценный «Майдан» по типу украинского. Но в том-то и дело, что Хабаровск – не Украина, хотя исторически украинцев в царские и советские времена заселилось туда немало, и сейчас в интернете уже вспомнили историческое понятие «Зеленый Клин». Традиции, однако, за последние 100 лет, в том числе и за 20 лет путинщины, на Дальнем Востоке сложились явно иные, чем в Украине.

Не слышно ни о какой координации действий участников протестов, о создании какого-либо штаба движения. Без координации реальное, организованное сопротивление невозможно; а участники такого штаба, если он появится – первые кандидаты на арест и сроки по «экстремизму», «сепаратизму» и прочим обвинениям, благо законов и статей УК РФ, позволяющих упечь любого за любую малейшую нелояльность, Дума, депутатом которой долгое время был Фургал, напринимала за последние годы массу, на любой случай и по любому поводу найдется статья.

Самое же интересное – что интернет не доносит ни одного реального слова о вот этом самом пресловутом «сепаратизме»! Именно этого-то главного лозунга, естественно приходящего в голову при виде массового общественного подъема в максимально удаленном от Москвы регионе, имеющем шикарный выход во внешний мир в виде границы с Китаем, – что-то не слыхать! Не приходит эта простая мысль 35 тысячам вышедших вчера на марш протеста в головы? Ни одному из них не приходит? Или они просто боятся высказать ее вслух? Ждут, когда власти опомнятся, нагонят «космонавтов» с дубинками и начнут хватать и сажать? Упустить момент в такой ситуации, упустить, м.б., тот единственный день и даже час, когда брошенное в толпу зерно «сепаратизма» могло бы дать мощные всходы – означает проигрыш, полный проигрыш надолго вперед! 

Но, похоже, никаких таких «крамольных» мыслей нет в головах хабаровских протестующих, несмотря на их крики «Москва, уходи!». Куда ж она уйдет-то?! Когда это за всю свою историю она откуда-нибудь сама, добровольно уходила?! Зато, имея за 6 000 км по прямой от Москвы достаточно длинную общую границу с Китаем – легко (относительно, конечно, легко, если не упускать момент) можно было бы уйти от Москвы самим.

Но, повторимся, похоже, такого «экстремизма» в среде защитников Фургала не наблюдается, ждать и искать подобные настроения бесполезно. И то сказать: одобрил бы сам Фургал, если бы ему дали слово для напутствия своим сторонникам из тюремной камеры, такой откровенный сепаратизм? Едва ли. Слишком уж он человек Системы, слишком явно стоит на той же общей ценностной платформе, что и Путин. Еще неизвестно, не добавят ли ему, к убийствам 15-летней давности, еще какую-нибудь политическую статью по итогам этих хабаровских протестов, если жители края таки дадут выпустить весь свой протестный пар в свисток шествий и скандирований.

На фоне 20-летнего политического террора и тотальной зачистки политического поля по всей стране – да, внезапный выход 35 тысяч жителей на улицы Хабаровска выглядит круто! Само по себе, как просто голый факт, это событие вроде бы заставляет радоваться и всерьез думать: «Неужели началось?!».  Но дальше становятся заметны детали, которые омрачают это ликование и портят общую картину.

Это не только отсутствие самой идеи о независимости своего региона в протестующих массах. Это прежде всего сам тот факт, что протестуют они за своего губернатора – то есть за представителя Системы! То, что «мы его выбрали», причем назло Москве, не делает его ни в какой мере противником Системы, ибо чтобы реально быть ее противником – в регионах империи, особенно на ее окраинах, есть только один канал, одна прямая дорога: сепаратизм и независимость! Кто-нибудь слышал что-то подобное от Фургала, бывшего депутата имперско-реваншистской ЛДПР в Думе, ставшего губернатором как бы в пику Путину и «Единой России»?

Бывает, и не  так уж редко, что форма не совпадает  с содержанием, и дойти такое несовпадение может прямо-таки до когнитивного диссонанса. То есть: жители и Хабаровска, и Владивостока пару лет назад,  в ходе как бы тоже массового общественного подъема и «протестного голосования», устав от Путина и его шайки, торжественно проголосовали за «ветер перемен» в лице… КПРФ во Владивостоке и ЛДПР в Хабаровске! И «оппозиционная» пресса, и вся «оппозиционная» (проимперская, естественно) тусовка в Москве на полном серьезе смаковала это событие как некое якобы торжество демократии, победу реального народного выбора над двумя десятилетиями кремлевских назначений, чуть ли не близкую «зарю свободы» на востоке, «перемен требуют наши сердца» и т.п.

То бишь, повторимся, сама по себе внезапная активность масс на 20 лет как зачищенном и выжженном политическом поле – это вроде бы и неплохо, вызывает поначалу бурный восторг сам этот факт. Но присмотревшись поближе, к деталям, ко вкусам этих самых масс, просто, sorry, фигеешь. Они НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ считают, что КПРФ и ЛДПР – это, типа, «оппозиция», и «протестно» голосуют за нее! Не видя, что это практически то же самое, что и «ЕР» с Путиным, только вид сбоку…

Все это говорит о глубинном, ментальном, онтологическом единстве всего этого населения как с властью, так  и с такого рода «оппозицией», которая по всем фундаментальным вопросам тоже едина с властью. Не с востока, а с запада России и тому можно привести шикарный пример: супер-пупер-«оппозиционер», битый за разоблачения власти, изгоняемый властью из депутатов областной Думы знаменитый псковский  яблочник Шлосберг как-то, пару лет назад, публиковал по поводу регулярного девятомайского победобесия слова столь прочувствованные и столь явно показывающие, что и для него это настоящий праздник, – не хуже штатных пропагандистов с госканалов ТВ. Смысловое, ментальное, духовное родство и единство по всем фундаментальным вопросам прошлого и настоящего – за исключением только того, что одни уже у власти и не хотят ее отдавать, а другие хотят скинуть тех и сесть на трон сами. Все остальные различия второстепенны и незначительны. 

Еrgo: поддерживая Фургала против (грубо говоря) Путина, население Хабаровского края из рамок самой этой имперской парадигмы отнюдь не выходит, вопроса об отделении, как видим, не ставит; а уж такие «скрепы» всей этой империи воедино, как победобесие и гомофобия – тем паче не ставятся ни под какое сомнение. Уж от ЭТИХ-то святынь граждане РФ даже самого отдаленного и перспективного в смысле независимости региона не откажутся так же, как не отказался от них и Фургал, попав в московскую тюрягу. Ментальность, увы, такая вещь, что сломать и переделать ее очень трудно, и даже серьезные испытания не всегда к этому приводят. 

Генералу Григоренко, допустим, в 60-е, в его «крутом маршруте» по тюрьмам и спецпсихушкам, удалось-таки избавиться от своих коммунистических иллюзий и заблуждений. А о ком-либо из крупных деятелей путинщины за 20 лет, будь это посаженные ни за что министры, как Улюкаев, или губернаторы, как Гайзер, Белых и теперь вот Фургал – ничего подобного что-то не слышно. И даже Касьянов, бывший как-никак премьер и нынешний «оппозиционер» – не дает повода так о нем думать, будто бы он отрекся от фундаментальных ценностей Московской Орды и перешел в либертарианство; и даже убиенный Немцов, бывший первый вице-премьер и икона нынешней «либеральной оппозиции» – при жизни был вполне себе имперцем, только «либеральным», и, как слышно было в некоторых его выступлениях», больше всего боялся, что его обвинят в «русофобии.

Так что не стоит ждать чудес и свершений от происходящего в Хабаровске. Готовиться  по умолчанию надо к худшему сценарию, а не к лучшему. Пациент все-таки скорее мертв, чем жив. Слишком уж запущена болезнь, слишком страшной была антиселекция последних 100 лет, не говоря уже обо всем прочем, – настолько, что даже выгода географического положения на дальней окраине империи может не сработать. Конечно, на Дальнем Востоке должны, по идее, жить люди более свободолюбивые и более демократически настроенные, чем в рабской метрополии. За волей ведь всегда бежали куда-то на окраину, будь то Дон, Урал или берег Тихого океана… Но это только в теории; а в реальной жизни тоталитарное давление государства способствовало антиселекции – массированному истреблению лучших и  выживанию и размножению худших – в Хабаровске не меньше,  чем в какой-нибудь Рязани, иначе просто быть не могло.

Ну и напоследок – не надо забывать, что вообще-то вся эта территория, где сейчас разворачивается очередной акт драмы, то бишь не только Хабаровский край, но и весь «российский Дальний Восток» – это все на самом-то деле земли китайские, ловко оттяпанные у Китая давлением политическим, силовым и дипломатическим еще в XIX веке. Хотя одним из любимых упреков хабаровчан Москве и Путину лично, как доносит интернет, является то, что Китаю были переданы какие-то острова на Амуре, где до этого были их дачи и огороды. Еще один маленький штришок на тему о том, что массовое движение жертв тирании, как ни странно, не всегда оказывается движением праведников и святых за свободу, справедливость и правду…

Борис СТОМАХИН