Европейская Украина уже родилась

Несколько недель назад из Фейсбука мы с женой узнали, что на Кипре существует товарищество украинско-кипрской дружбы. И были приглашены одним из наших друзей на праздничный пикник, проводимый этим обществом. Встреча была приурочена ко дню Конституции Украины.

Мы живём в Пафосе, то есть на отшибе Кипра. Этот отшиб имеет свои прелести. Городок невелик. Провинциально пасторален. И, особенно в своих деревенских пригородах, идеален для проживания людей, ищущих внешнего покоя и избегающих суеты урбанизации.

Но у отшиба есть и недостатки. Один из них — некоторая излишняя оторванность нас — эмигрантов, от социальной и общественной жизни, от общественной среды. Как от среды негативной, что замечательно, так и от среды позитивной, среды благоприятной, среды дружественной. Что нехорошо.

Мы не затворники. И порой нуждаемся в живом, непосредственном и дружественном общении с людьми близкими нам по духу и по взглядам на окружающий мир, и на события в мире происходящие. Таких близких нам людей в Пафосе и его окрестностях, увы, знаем наперечет. Нас мало в Пафосе.

Поэтому мы с женой заинтересовались пикником, устраиваемым товариществом земляков-украинцев, и в прошедшее воскресенье отправились в горы Троодоса.

Ехали мы с некоторой опаской. С одной стороны, немножко опасались встретить проявления своеобразной кружковщины. Опасались оказаться на междусобойчике исключительно узкого круга своих, давно друг друга знающих людей, в котором новые лица со стороны играют лишь роль необходимых для повышения явки и только терпимых статистов. 

С другой стороны, мы боялись столкнуться с формальной и лицемерной казенщиной под разным идеологическим соусом непроизвольно, снова и снова воспроизводящейся людьми, выросшими и воспитанными в позднесоветские времена гниющей брежневщины. Я двадцать лет прожил в СССР, нахлебался «отчетно-выборных собраний» и прочих «культурно-просветительских мероприятий» до рвоты. И возвращаться в прошлое, пусть и завернутое в новую обертку, очень не хочу.

К счастью, в своих опасениях мы совершенно ошиблись. 

Нас встретили десятки празднично озабоченных и деловито хлопочущих женщин и мужчин. Кто-то дежурил на трассе, указывая приезжающим куда свернуть. Кто-то готовил пищу. Кто-то накрывал столы. Многие из хлопочущих и приезжающих были в вышиванках или в одежде цветов флага Украины.

Приехав, мы, к сожалению, не увидели ни одного знакомого лица. И скромно пристроились за одним из крайних столов, с интересом наблюдая за происходящим.

Первое и основное, что сразу бросилось в глаза — высочайшая степень самоорганизованности наших девчат и хлопцев самого разного возраста. Именно самоорганизованности. Инициатива, слаженная совместная деятельность знакомых, малознакомых и совсем незнакомых между собой людей естественно и органично рождались и шли снизу вверх, а не насаждались кем-то сверху вниз. Никакой «руководящей и направляющей» сверху силы. Никакого вышестоящего «директивного центра». Никакого «пастуха» сверху. И никаких пассивных «баранов» им руководимых внизу. Следовательно, никаких искусственности и казенной фальши. 

Основное впечатление только усиливающееся в течении всей встречи украинского землячества — органичность и простота. Доброжелательность и сердечность. 

И — щиристь!!!

Именно это украинское слово наиболее полно и точно передаёт то, что я наблюдал и чувствовал вокруг себя. Щиристь! Русский формальный синоним — искренность — значительно беднее по внутреннему наполнению своего украинского аналога…

Очень скоро нас с женой настойчиво и безапелляционно усадили за один из общих столов и буквально затопили хлебосольным вниманием.

Смех и добрые шутки не без соли, откровенные и задушевные разговоры без тени самоутверждения над собеседником, мелодичная украинская речь, сочный шашлык с прожилками шкворчащего сала, рюмка горилки, знакомства со множеством светлых и добрых людей по хорошему пьянили.

Люди. Именно обыкновенные люди вокруг, собравшиеся вместе не по разнарядке сверху, а по своей инициативе, по своей доброй воле, были главными действующими лицами на этом празднике. Они были и причиной и следствием праздника. Были его альфой и омегой.

Это ощущалось во всем. Ощущалось и в выступлении посла Украины Руслана Немчинского, и в проповеди отца Василия Захаруса. В их виде, в их словах сквозило неподдельное восхищение людьми, земляками их окружающими. Восхищение перед их активной и осознанной гражданской инициативой. Восхищение перед их горячим национальным самосознанием. Они осознавали, что они, государственный и церковный чиновники — вторичны в этом сообществе граждан-личностей. Они понимали, что окружающие их личности — первичны. Они — главные

В одной книге сказано: не человек для субботы, но суббота для человека.

Конституция демократической Украины, пусть и неплохо написанная, сама по себе — просто стопка мертвой бумаги. Нужно иметь честность признать, что сегодня она во многом, к сожалению, только декларативна. Она сегодня по ряду причин, во многом, не действующий живой закон граждан Украины, а, скорее, набор пожеланий, для десятков миллионов потенциальных, грядущих граждан Украины европейской. 

Но факт добровольного, сознательного собрания без малого сотни украинок и украинцев на далёком Кипре в день празднования этой, пока декларативной Конституции, говорит об их надежде и вере в европейское будущее своей исторической Батькивщины. Наполняет стопку бумаги конкретным содержанием. Делает ее живой. Превращает ее в реальный свод законов, реально служащий своим гражданам. И, хоть чуть-чуть, но приближает время, когда многострадальная Украина окончательно станет равноправной, неотъемлемой и органичной частью демократической, свободной, процветающей Европы…

Ольга и Маша, Илья и Лиза, Татьяна и Лена, Яна и Саша… Спасибо Вам за незабываемый праздник!

Слава Украине!!!

Леонид ГРИГОРЬЕВ