МИД Бельгии отказался раскрывать журналистам актуальный список российских дипломатов в стране. В 2022 году за шпионаж из страны выслали 48 сотрудников российского посольства. По данным Центра «Досье», большинство из них действительно были разведчиками под прикрытием информирует Dossier.
В составе российской миссии при ЕС все еще остаются профессиональные шпионы — Центр «Досье» узнал их имена. Вместе с De Tjid (Бельгия), Der Spiegel (Германия), Paper Trail Media, Expressen (Швеция), Delfi (Эстония), Vsquare и Frontstory.pl (Польша), а также ICJK (Словакия) рассказываем, кто эти люди, чем они занимаются в Европе и почему власти не спешат от них избавиться.
Бельгия — одна из стран-основательниц Европейского союза. В ее столице, Брюсселе, находятся штаб-квартиры ЕС и НАТО. Кроме того, Брюссель считается «центром российского шпионажа». До начала полномасштабной войны в Украине, с Брюсселе было больше 200 сотрудников СВР, ГРУ и 5-й службы ФСБ.
В 2022 году активность российской разведки резко выросла. В тот год из Бельгии выслали 48 россиян. Среди них были сотрудники российского посольства в Брюсселе и представительств в России в НАТО и в ЕС. В большинстве случаев Центру «Досье» удалось установить прямые связи между высланными людьми и российскими спецслужбами.
Причастность дипломатов к разведке мы определяем по их образованию, карьере и прописке: зачастую их регистрируют в зданиях, принадлежащих спецслужбам. Высланные дипломаты скорее всего собирали военные и коммерческие данные, а еще лоббировали российский бизнес. Но европейские власти, по всей видимости, не собираются избавляться от шпионов полностью—российское представительство в ЕС продолжает работать.
Оно находится в светлом трехэтажном здании в самом центре Брюсселя. Раньше здесь была гостиница “Бругманн”, пока в 1946 году Советский Союз не выкупил дом для своего торгового представительства. С 1988 года там работало постоянное советское представительство в Европе. Буквально по соседству — Брюссельский королевский дворец, резиденция премьер-министра Бельгии, местный и европейский парламенты.
После начала войны в Украине, российскую дипмиссию ощутимо урезали в правах. Теперь представительство имеет право контактировать с западными институциями исключительно по техническим вопросам. Но это как минимум значит, что российские дипломаты продолжают общаться с европейскими чиновниками. Кроме того, оставшиеся представители российской разведки продолжают сотрудничать с беларуским КГБ, считают бельгийские журналисты.
В мае 2023 года наши коллеги из De Tijd заинтересовались, кто работает в российской делегации и наткнулись на глухую стену. Они написали официальный запрос в министерство иностранных дел Бельгии, чтобы получить актуальный список российских дипломатов в стране, — право запрашивать такую информации предусмотрено законом об открытом правительстве.
К удивлению журналистов, раскрывать список им не стали, сославшись на защиту персональных данных. Такое для бельгийцев в новинку: раньше власти спокойно делились этими именами и должностями сотрудников диппредставительств. Теперь бельгийский МИД отказался даже раскрывать количество человек в российской дипмиссии. Судя по всему, власти проявляют деликатность, чтобы не разрушить последние дипломатические связи с Кремлем. После высылки 19 россиян из представительства в ЕС, пострадала и европейская дипмиссия — 18 представителям Евросоюза пришлось покинуть Москву. Вероятно, европейские власти опасаются полного разрыва дипломатических отношений.
Не помог и вердикт комиссии по доступу к административным документам, которая пояснила, что у бельгийского МИДа не было существенных причин скрывать от журналистам имена. На второй запрос МИД ответили, что значимость доступа журналистов к этой информации «не перевесит защиту федеральных международных отношений Бельгии».
«Очевидно, что такое сообщение без согласия отправляющего государства нанесет ущерб отношениям между двумя государствами и может иметь последствия для бельгийского дипломатического персонала за рубежом (и, в частности, в России на основе принципа взаимности)», — объяснили в МИДе.
До вторжения в Украину российское представительство в Брюсселе самостоятельно раскрывало информацию своих о сотрудниках. Последний из доступных в веб-архиве Wayback Machine снэпшотов страницы со списком датируется 4 февраля 2022 года. Тогда в списке числился 61 человек. Исключив из него бывшего главу миссии Владимира Чижова, ее нынешнего руководителя, а также 19 высланных дипломатов, мы получили 40 имен. Среди них Центр «Досье» нашел нескольких дипломатов, которые могут иметь связи с российскими спецслужбами.
Например, советник по административным вопросам Дмитрий Вишняков, согласно его старому профилю в социальных сетях, учился в академии ФСБ с 1998 по 2003 год. Второй секретарь Дмитрий Головенкин вместе с отцом и братом был прописан в московской штаб-квартире ГРУ на Хорошевском шоссе. Его отец окончил Рыбинское авиационное училище и, судя по фотографиям в соцсетях, работал в Финансовой инспекции Министерства обороны РФ.
Советник посла по вопросам сотрудничества в борьбе с наркотиками Алексей Степанов, согласно его опубликованной биографии, учился в популярном среди сотрудников СВР Краснознаменном военном институте. Его последующая карьера, впрочем, скорее говорит о работе на ГРУ. Среди его должностей — офицер командного пункта отдельного радиотехнического полка, старший переводчик в учебном центре зенитно-ракетных войск ПВО, а также работа в 5-м управлении Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны.
Прочие дипломаты из списка тоже имеют связи с российскими спецслужбами, но более отдаленные. Секретный документ, подготовленный службой государственной безопасности Бельгии для правительства в марте прошлого года, упоминает еще троих связанных с СВР высланных дипломатов, а также подтверждает выводы сделанные Центром Досье и EU Observer в предыдущей статье на эту тему.
О том, что действующий исполняющий обязанности главы миссии, Кирилл Логвинов — вероятно офицер СВР, Центр «Досье» также писал еще в прошлом году. Тогда Логвинов, по данным EUObserver, должен был оказаться числе персон нон-грата, но этого не случилось, а в этом году его повысили до главы делегации. Сейчас подозрения со стороны бельгийских спецслужб о причастности Логвинова к разведке подтвердили несколько источников наших зарубежных коллег. Представитель службы государственной безопасности Бельгии не прокомментировал результаты нашего расследования.
Выслать действующих разведчиков из Бельгии может мешать недостаток политической воли в Европейской службе внешних связей (EEAS) (как пояснили европейским журналистам в бельгийском МИДе, она аккредитует дипломатов при ЕС). Вице-премьер Европейского парламента (ЕП) Мартин Хойсик, напротив, выразил сильную обеспокоенность статусом Логвинова:
«Меня шокирует, что его до сих пор не выслали. Если бы бельгийские спецслужбы потребовали его высылки, мне было бы очень интересно узнать, почему EEAS бездействует».
Общий уровень противодействия разведке Кремля в Европарламенте ему кажется низким:
«Меры IT-безопасности ограничиваются оборудованием ЕП, и, кроме предложения удалить TikTok с личных устройств, не было никаких конкретных инструкций о том, как защитить, например, свою переписку, или как действовать в случае обращения к ним потенциальных сотрудников иностранных разведок».
Несмотря на существенные ограничения для российской миссии в Брюсселе, Логвинов продолжает вести активную работу. За 2022 год он успел организовать множество приемов для делегаций дружественных к Кремлю стран — Китая, Северной Кореи, Беларуси, Сирии, Ливана, Таджикистана, Египта, Азербайджана, Кыргызстана, Кубы, Ирана, Никарагуа и Венесуэлы. Для некоторых из них он устраивал показы пропагандистских фильмов. Например, «Танки для почек» — псевдодокументальный фильм от RT про торговлю органами в Украине при участии местных силовых служб.
До 2022 года аккредитация в постпредстве при Евросоюзе позволяла российским дипломатам свободно перемещаться внутри зданий ЕС (хотя в защищенные зоны Совета и Еврокомиссии их должны сопровождать чиновники ЕС). Тем не менее, даже сейчас десятки европейских депутатов открыто поддерживают Кремль.
Под дипломатическим прикрытием шпионы собирают разведданные и общаются с иностранными агентами — в прошлом среди таких агентов находили родственников министров, аристократов, бывших дипломатов, военных с допусками НАТО, чиновников и других высокопоставленных людей.
Даже высылка раскрытых разведчиков из страны не решает проблему полностью — их заменяют новые шпионы, которые получают контакты высланных дипломатов. Обычно уходящий российский дипломат проводит тайную «прощальную встречу» со своими агентами на троих, рассказал VSquare бывший высокопоставленный сотрудник венгерской контрразведки Ференц Катрейн. На этой встрече агента лично представляют прибывшему российскому дипломату. «Иногда в целях безопасности такие встречи проводятся в третьих странах», — добавил разведчик.